Ювелиры попросили смягчить требования к торговле драгоценностями через маркетплейсы
Ассоциация ювелиров попросила Минфин изменить требования к пунктам выдачи заказов маркетплейсов в части продукции отрасли. Доля онлайн-продаж драгоценностей уже достигла 19%, пишет «Коммерсантъ». Но участники рынка указывают на ограничения по работе со складами и риски утраты ювелирных изделий при доставке
Ассоциация ювелиров обратилась в Минфин с просьбой отменить обязательную регистрацию в государственной системе в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, камней и изделий (ГИИС ДМДК) для пунктов выдачи заказов (ПВЗ) маркетплейсов. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на письмо генерального директора отраслевой ассоциации Вадима Серова в Минфин.
По действующему законодательству, ПВЗ, наряду с офлайн-магазинами ювелирных сетей, должны быть подключены к ГИИС ДМДК. Систему создали в 2021 году для сбора, хранения, обработки и предоставления информации о происхождении и обороте драгоценных металлов, камней и изделий из них. В письме Серова в Минфин говорится, что владельцам ПВЗ необходимо вносить в систему данные о каждом факте оборота ювелирных изделий с подробной информацией о товаре.
Работники ПВЗ не могут предоставить подробные данные о ювелирной продукции, не нарушив потребительскую упаковку. Ювелирные изделия поступают к ним запакованными, отмечает автор обращения. Некоторые партнерские ПВЗ, в том числе в отдаленных и малонаселенных пунктах, могут закрыться из-за риска попасть под административную ответственность за невыполнение требований закона, опасаются в ассоциации.
Ассоциация ювелиров также предложила включить в ГИИС ДМДК магазины беспошлинной торговли (duty free). Отсутствие в системе таких точек продаж создает технические сложности для продавцов, говорится в письме. Например, пишет Серов, при возврате товара продавец не может учесть его в ГИИС ДМДК, продать украшение в магазине вне беспошлинной зоны или вернуть производителю. В Минфине газете сообщили, что получили предложения ассоциации, они прорабатываются.
По данным аналитического центра Sokolov, в 2022 году из-за падения спроса ювелирный рынок сократился на 9%, до 301 млрд рублей, в денежном выражении. По данным Infoline, только четыре из 11 крупных ювелирных сетей показали рост продаж — это Sokolov, Sunlight, «585*Золотой» и Московский ювелирный завод. По итогам 2022 года доля онлайн-продаж достигла 19% от всего объема ювелирной розницы, сообщил Вадим Серов.
В первом квартале 2023 года рост продаж в онлайн-канале составил 31% год к году, добавил президент АКИТ Артем Соколов. По оценке аналитического центра Sokolov, доля онлайн-продаж ювелирных украшений по итогам 2023 года может увеличиться на 22% год к году. Оборот ювелирных изделий на Wildberries в январе — апреле вырос на 70% в годовом выражении, сообщили в маркетплейсе.
По мнению Соколова, законодательные ограничения могут стать барьером для развития ювелирной отрасли через онлайн-каналы. В Wildberries сказали, что предложения ювелиров помогут снизить излишнюю нагрузку на бизнес и повысить интерес предпринимателей к продаже ювелирных изделий через маркетплейсы.
У онлайн-канала продаж для ювелирных ретейлеров остается ряд других ограничений, добавил заместитель гендиректора по электронной коммерции «Адамас» Максим Баталин. Это, по его словам, риски возможной утери изделий. Кроме того, не все склады маркетплейсов работают с ювелирными изделиями. Это удлиняет срок доставки заказов даже в некоторые крупные города, сказал собеседник.