Российские НПЗ из-за ремонтов снизили нефтепереработку в мае на 6,4%
Российские НПЗ из-за пика плановых ремонтов в мае по сравнению с апрелем снизили переработку на 6,4%, до минимального показателя за год — более чем 715 000 т в сутки, выяснил «Коммерсантъ». Снижение нефтепереработки и сокращение демпферных выплат НПЗ за поставки бензина и дизтоплива на внутренний рынок вместе с сезонным ростом спроса на топливо привело к росту оптовых цен на него
Суточная нефтепереработка за 24 дня мая в России снизилась до 715 300 т в сутки, это на 6,4% ниже показателей апреля и минимальное значение за 2023 год, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источники, знакомые со статистикой отрасли. В годовом выражении переработка выросла примерно на 2% по сравнению с маем 2022 года.
В мае нефтекомпании проходят пик плановых ремонтов на НПЗ, в июне нефтяники будут наращивать производство, полагают в отрасли. Снижение нефтепереработки совпало с намерениями Минфина сократить вдвое демпферные выплаты НПЗ за поставки бензина и дизтоплива на внутренний рынок. С начала 2023 года стоимость АИ-92 и АИ-95 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже прибавила 48%.
Цены на АИ-95 обновляли исторические максимумы в первые две недели мая. Стоимость дизтоплива выросла на 17%. На минувшей неделе цены на бензин начали снижаться, а 29 мая они снова пошли в рост. Биржевая стоимость АИ-92 и АИ-95 выросла на 0,8% и 0,5%, до 52 700 и 60 100 рублей за 1 т соответственно. Снижение стоимости топлива произошло вслед за тем, как нефтекомпании увеличили объемы предложения на бирже по требованию Минэнерго, сообщили источники в отрасли.
Собеседник в одной из нефтяных компаний сказал, что производители ожидают снижения маржи нефтепереработки из-за сокращения демпфера, что создаст предпосылки для подорожания топлива на АЗС. Источники газеты в отрасли ожидают, что из-за ухудшения рентабельности нефтепереработки компании начнут увеличивать экспорт нефти. Собеседник на топливном рынке опасается, что после прохождения ремонтов нефтяники резко увеличат экспорт дизтоплива. Рост цен на топливо традиционно наблюдается в период активизации спроса весной при одновременном снижении предложения из-за начала ремонтов на НПЗ.
Стоимость российского топлива держалась на минимальных значениях почти весь прошлый год, это позволило операторам АЗС оставаться прибыльными. Из-за дефицита бюджета Минфин решил снизить выплаты по демпферу с апреля, с июля они могут снизиться еще. В конце апреля министерство предложило в два раза снизить топливный демпфер в период с июля 2023 по июль 2024 года. Но эта корректировка, чтобы вступить в силу с 1 июля, должна быть принята до конца мая.
Демпфер используется для стабилизации внутренних цен на бензин: российские компании получают компенсацию из бюджета, если цены на бензин внутри России ниже, чем при продаже на экспорт. По словам министра финансов Антона Силуанова, сейчас выплаты идут в маржу нефтепереработчиков. Если демпфер сократить, выплаты из бюджета снизятся на 30 млрд рублей в месяц, утверждает министерство. Федеральной антимонопольной службе в этом случае нужно будет проконтролировать, чтобы нефтяники после изменения демпфера не пытались повышать цены на нефтепродукты, говорил Силуанов.
Рост оптовых цен на топливо привел к снижению рентабельности продаж товара на АЗС: по данным «Петромаркета», чистая маржа торговли АИ-92 и АИ-95 сейчас составляет 0,3 рубля и 0,6 рубля за 1 л бензина соответственно. По данным Московской топливной ассоциации, АИ-95 и АИ-92 подорожали за неделю на 0,1 рубля. Глава Минэнерго Николай Шульгинов на минувшей неделе отмечал, что розничные цены сейчас стабильны, а валовая маржа АЗС сохраняется на высоком уровне. Рост переработки нефти и производства нефтепродуктов в июне может способствовать стабилизации оптовых цен, но многое будет зависеть от динамики внутреннего спроса на топливо и от объемов экспорта, отметил аналитик по топливному рынку Михаил Турукалов.