Авиакомпании пожаловались на работу импортозамещенной навигации Superjet 100
Авиакомпании пожаловались на отказы и неполноту информации во встроенной навигационной базе самолетов Sukhoi Superjet 100. Она отечественного производства и используется после ухода из России французской Thales, отказавшейся обновлять софт для России. Пилоты подтверждают ошибки в работе системы, но считают их некритичными для безопасности полетов
Авиакомпании, эксплуатирующие Sukhoi Superjet 100, критикуют отказы и неполноту информации во встроенной навигации самолета и просят завод «Иркут» разрешить установку на них альтернативных навигационных баз данных (НБД), следует из протокола совещания в Росавиации, с которым ознакомился «Коммерсантъ».
Установленное на самолетах ПО перестало обновляться после ухода из России французской Thales. В результате «Иркут» одобрил применение баз данных компании «Авиа-брифинг» из Санкт-Петербурга. Авиаперевозчик «Россия» столкнулся с проблемами при использовании этой базы, но «Иркут» отказался загружать выбранную авиакомпанией разработку Центра аэронавигационной информации (ЦАИ) от Госкорпорации по организации воздушного движения (ГК по ОрВД).
На совещании в Росавиации главные штурманы «Газпром авиа» и Red Wings также раскритиковали базы «Авиа-брифинга» «в части полноты содержащейся в них аэронавигационной информации и периодических отказов». Представитель ГК по ОрВД на совещании отметил, что ЦАИ привел свои базы в формат навигационной системы самолета, но обращения в «Иркут» остались без ответа.
В «Иркуте» изданию сообщили, что «от эксплуатантов, использующих НБД сертифицированного поставщика, никаких официальных претензий не поступает». Производитель выразил готовность оказать разработчикам содействие в применении их баз данных для SSJ-100, «поскольку наличие конкуренции на данном рынке в конечном счете позволит снизить затраты авиакомпаний, что является безусловным приоритетом для производителя».
Пилоты в трех эксплуатантах SSJ-100 признали, что отказы и ошибки во встроенной навигационной базе действительно случаются. Но большинство из них отметили, что критически важного влияния на безопасность полетов они не оказывают и неточности и отказы можно нивелировать корректировкой показателей в ручном режиме.
Сейчас в парке российских авиаперевозчиков имеется около 150 самолетов SSJ-100. К концу 2030 года их в эксплуатации может остаться только 28 из-за выработки ресурса российско-французского двигателя SaM-146, сообщил ранее «Коммерсантъ» со ссылкой данные «Иркута» и Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК). В свою очередь, «Ростех», комментируя эти данные, заявил, что эти расчеты делались в 2022 году, чтобы предусмотреть «в том числе самые негативные сценарии». «Сегодня май 2023 года, и уже очевидно, что такого не будет. ОАК, «Иркут» с коллегами из других компаний делают все, чтобы страна была обеспечена самолетами, а текущий парк обслуживался и продолжал летать. Ведется сложная системная работа по импортозамещению, создаются собственные комплектующие и агрегаты», — заявила корпорация.