К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как мороженщик из Вермонта основал каннабис-компанию для борьбы с расизмом

Бен Коэн. (Фото Stephen Maturen / Getty Images)
Бен Коэн. (Фото Stephen Maturen / Getty Images)
Бен Коэн запустил новую линию каннабиса, преследуя благие цели. Его некоммерческая организация Ben's Best Blnz будет отдавать 100% прибыли на борьбу с проблемами, порожденными войной с наркотиками в США

В Российской Федерации выращивание растений, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, их приобретение, хранение, перевозка, изготовление и переработка являются незаконными.

Однажды летним вечером 1970 года Бен Коэн вместе с друзьями курил, отдыхая под вышкой спасателей на пляже парка Джонс-Бич на Лонг-Айленде в Нью-Йорке. Это произошло за несколько лет до того, как он вместе с Джерри Гринфилдом основал одну из самых успешных в Америке компаний по производству мороженого.

Коэн увидел огни приближающейся полицейской машины и сказал другу, чтобы тот избавился от косяка. В то время марихуана была так же незаконна в Нью-Йорке, как и героин. За одну самокрутку можно было попасть в тюрьму.

 

«Я крикнул другу: «Ронни, съешь косяк!» — вспоминает 72-летний Коэн. — Полицейские вышли, начали обыскивать все вокруг с фонариком, и, конечно же, Ронни ничего не съел — они нашли самокрутку и арестовали нас».

В участке двух недавних выпускников средней школы полностью раздели и обыскали. Казалось, что ситуация для длинноволосых любителей расслабиться закончится не самым лучшим образом. «В конце концов, поскольку мы были белыми парнями из среднего класса, нас всего лишь оштрафовали за то, что мы бросили зажженный окурок на пляже», — признался Коэн, сидя в своем домашнем офисе недалеко от Берлингтона, штат Вермонт.

 

Это событие могло бы изменить ход жизни Коэна и всех любителей мороженого. Избежав тюрьмы, он поступил в колледж, затем бросил его, поработал таксистом в Нью-Йорке и попробовал свои силы в гончарном деле. В 1978 году вместе со своим другом детства Джерри Коэн открыл компанию Ben & Jerry's Ice Cream на заброшенной заправочной станции в Берлингтоне. К 2000 году, после того как компания Unilever приобрела Ben & Jerry's за $326 млн (около $580 млн на сегодняшний день), Коэн получил $40 млн, что в пересчете на сегодняшний курс равняется $70 млн.

Но годы спустя Коэн все еще не может избавиться от ощущения, что, если бы он не был белым, та ночь в 1970 году закончилась бы совсем по-другому. У него есть все основания полагать, что цвет его кожи помог избежать тюрьмы. Согласно отчету Американского союза защиты гражданских свобод (ACLU), афроамериканцы почти в четыре раза чаще подвергаются аресту за хранение марихуаны, чем белые, несмотря на схожие показатели употребления.

Бен Коэн. (Фото Aaron Kotowski для Forbes)

На сегодняшний день в 38 штатах Америки действуют программы медицинского применения каннабиса, в 22 штатах разрешена продажа марихуаны совершеннолетним, а в прошлом году легальный оборот этой отрасли составил $26 млрд. Несмотря на это, афроамериканцы все еще чаще подвергаются аресту за хранение марихуаны, чем белые, во всех штатах, которые легализовали или декриминализовали хранение марихуаны до 2018 года. И поскольку только около 2% предприятий по производству каннабиса принадлежат афроамериканцам, Коэн хотел сделать что-то, чтобы попытаться устранить вред американского запрета на марихуану и помочь большему количеству предпринимателей-афроамериканцев закрепиться в этой отрасли.

 

В этом месяце новое предприятие Коэна, Ben's Best Blnz (B3), начинает первые продажи каннабиса и самокруток в аптеках по всему Вермонту. В то время как Ben & Jerry's жертвует около 8% своей прибыли до налогообложения на защиту прав человека, сохранение окружающей среды и поддержку социальной справедливости, Ben's Best Blnz, будучи некоммерческой организацией, собирается отдавать 100% своей прибыли.  Пожертвования будут направлены организациям, ориентированным на финансирование компаний-производителей каннабиса, принадлежащих афроамериканцам, и на помощь в освобождении людей, находящихся в заключении по обвинению в хранении марихуаны.

Идея основать B3 пришла Коэну около трех лет назад во время путешествия на байдарках. Он сидел с другом у костра на одном из островов озера Шамплейн и жаловался на то, что в наши дни травка стала слишком крепкой.

«Мы начали шутить, что нужно создать бренд «Посредственная марихуана», «Паршивая травка» или «Немного дури», — вспоминает Коэн. — Эта идея продолжала крутиться в моей голове, и я просто не мог от нее избавиться. Поэтому я и решил открыть свой бизнес».

Проведя исследование, Коэн понял, что каннабис, продаваемый сегодня в аптеках, содержит гораздо больше тетрагидроканнабинола (ТГК), чем раньше. Сейчас обычная марихуана содержит от 20% до 30% ТГК, по сравнению с 1970-ми годами, когда в ней содержалось от 4% до 8%. Коэн также понял, что поддержка стабильного качества — огромная проблема на рынке каннабиса. Сорт конопли, выращенный в Калифорнии, будет воздействовать на человека иначе, чем тот же сорт, выращенный в Нью-Джерси или Оклахоме. Исследования также показали, что не только терруар и методы выращивания могут вызывать изменения. Терпены, естественные соединения в сортах каннабиса, отвечающие за запах и вкус, также оказывают огромное влияние на его психоактивные эффекты.

Коэн сразу связался с Крисом Уолшем — бывшим владельцем бара Nectars в Вермонте, известного тем, что в нем зародилась рок-группа Phish. Сейчас предприниматель занимается выращиванием конопли и исследованием влияния каннабиноидов и терпенов в Университете Вест-Индии на Ямайке.

 

Коэн объяснил, что он хотел создать пять сортов конопли, вызывающие определенные эффекты: сосредоточенность, энергичность, сонливость, эйфорию и расслабленность. Вместе с Уолшем он отправился в полуторагодичное путешествие, тестируя сорта конопли с разным содержанием терпенов и ТГК на группе из 35 участников — от заядлых курильщиков до новичков в возрасте от 22 до 75 лет. В ходе исследования, в котором использовался слепой метод, участники выкуривали по восемь косяков в неделю и сообщали об эффекте каждого из них через SurveyMonkey. По словам Уолша, к концу эксперимента было выбрано пять измененных терпенов, которые стали основой бренда. «Независимо от того, что вы используете, — утверждает Уолш, — Вы в любом случае получите точный, почти фармацевтически выверенный психоактивный эффект».

Хотя B3, возможно, не самая важная шишка на рынке, Коэн пытается преодолеть разрыв между тем, как люди наслаждаются алкоголем, и тем, как они курят травку.

В Ben's Blnz содержание ТГК ближе к более мягкому каннабису 1970-х годов. (Фото DR)

Коэн решил, что B3 должна быть лицензирующей компанией, и вложил в нее для начала $300 000. Вместо того, чтобы самим выращивать каннабис и производить продукцию, компания предоставляет права на использование своих рецептов, формул и бренда другим предпринимателям. Уолш и Крейг Митчелл стали первыми лицензиатами — они объединились с Grass Roots Vermont, местным производителем каннабиса, чтобы вывести продукцию на рынок. Коэн сообщил, что к концу следующего года он ожидает получить $1,2 млн лицензионных отчислений.

Коэн шутит, что свой путь к славе он «проковылял». Он бросил учебу в Колгейтском университете и не закончил альтернативную образовательную программу «Университет без стен» (University Without Walls) в колледже Скидмор. В 1973 году он отправился автостопом в Огайо, чтобы жить с Джерри Гринфилдом, который в то время учился в Оберлинском колледже. Живя у друга, Коэн спал на полу, пока оба не решили уехать в Нью-Йорк. Коэн хотел стать профессиональным художником, но его керамические изделия никого не заинтересовали. Гринфилд пытался поступить в медицинский институт, однако потерпел неудачу. Тогда друзья решили, что им следует познакомить сельский студенческий городок с главным блюдом нью-йоркской кухни — бейглом.

 

Однако осознав, что оборудование для производства бейглов слишком дорогое, Бен и Джерри решили делать домашнее мороженое. В 1978 году друзья начали производить партии мороженого с большими кусочками разных добавок — у Коэна с детства нет обоняния, и он воспринимает пищу в основном по текстуре. Именно это решение позволило им выделиться на фоне компании Häagen-Dazs, которая славится мягкой и гладкой текстурой своего мороженого.

Решая, где начать продавать свою продукцию, они остановились на Берлингтоне, поскольку в этом студенческом городке совсем не было магазинов мороженого. Их первое лето прошло удачно. Они смогли арендовать заброшенную заправочную станцию, крышу которой Коэн залатал алюминиевыми литографиями, выкупленными у местной газеты. Их мороженое стало популярным благодаря таким остроумным названиям, как Cherry Garcia (дань уважения покойному гитаристу Grateful Dead Джерри Гарсиа) и Half-Baked. Значительную роль сыграла и активная экологическая и социальная позиция начинающих предпринимателей. После роста продаж в продуктовых магазинах компания в конце концов достигла успеха и в 1984 году вышла на биржу с акциями. После сделки по продаже компании с Unilever в 2000 году Бен и Джерри отошли от дел.

Коэн вместе с Джерри Гринфилдом (справа) в 1985 году: «После того, как люди покурили травки, у них появляется желание съесть немного мороженого».(Фото Steve Liss·Getty Images)

Сейчас, 23 года спустя, Коэн живет в 30 минутах езды от Берлингтона в бывшем летнем лагере и планирует до конца своих дней заниматься своей новой компанией B3. Его решение отказаться от какой-либо прибыли было продиктовано двумя факторами. «Деньги меня больше не интересуют, — говорит он. — Но я все еще предприниматель. Справедливость — вот, что меня мотивирует. Я увлечен идеей создания более справедливого мира. И мне нравится ирония этой ситуации — использовать вещество, которое раньше было инструментом угнетения афроамериканцев, чтобы теперь помочь им».

Примерно 80% прибыли B3 будут переданы NuProject — некоммерческой организации, основанной в Орегоне, которая предоставляет гранты и льготные кредиты предпринимателям-афроамериканцам. Другие 10% пойдут в некоммерческую организацию Last Prisoner Project, целью которой является освобождение всех заключенных, получивших срок за хранение или употребление марихуаны. Оставшиеся 10% предназначены для Vermont Racial Justice Alliance — организации по вопросам расового равноправия.

 

Жаннетт Уорд, президент и CEO NuProject, говорит, что ее организация уже предоставила в общей сложности $2,3 млн производителям марихуаны в Колорадо, Оклахоме, Орегоне и Мичигане. Уорд планирует использовать капитал, пожертвованный B3, для финансирования займов претендентам на получение социальной помощи в Нью-Йорке, в котором скоро откроются первые лицензированные аптеки по продаже каннабиса.

«Пока индустрия каннабиса непрерывно развивается, — говорит Уорд, — И Америка постепенно меняет свое отношение к этому растению, мы должны сделать нечто большее, чем просто добиться легализации — мы обязаны решить проблему экономического ущерба в результате развития индустрии и возместить его».

Джесс Хортон, основатель компании по производству каннабиса LOWD из Портленда, штат Орегон, познакомился с Коэном во время работы над инициативой малого бизнеса во время предвыборной кампании Берни Сандерса до того, как конгрессмен из Вермонта выбыл из президентской гонки. Он поделился, что хотя структура и миссия B3 уникальны в мире коммерческого каннабиса, Коэн совмещает бизнес и социальную деятельность на протяжении многих десятилетий.

«Бен делает то же, что и всегда — он по-другому смотрит на бизнес. Он подходит к нему с точки зрения сознательного капитализма, — объясняет Хортон, который до основания LOWD отбывал срок за хранение каннабиса. — Его цель, без сомнения, заключается в том, чтобы обеспечить благополучие будущих поколений в социальных группах, которые больше всего пострадали от запрета конопли».

 

Сидя в своем офисе, в котором можно заметить символику Ben & Jerry's и совместную фотографию с Гарсией, Коэн размышляет о том, существует ли прямая связь между мороженым и каннабисом.

«Связь есть, — говорит он, улыбаясь. — После того, как люди покурили, им сразу хочется мороженого. Если бы я серьезно обдумывал эту идею в прошлом, то мы бы сначала выпустили свою линию марихуаны, создали спрос, а потом уже занялись мороженым».

Перевод Ксении Лычагиной

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+