К 2030 году в эксплуатации могут остаться только 28 самолетов Sukhoi Superjet из 150
К 2030 году парк самолетов Sukhoi Superjet 100 может сократиться в пять раз из-за выработки ресурса установленного в них двигателя, предупредил производитель. В условиях дефицита подменных двигателей и сложностей с ремонтом в эксплуатации останутся только 28 судов из 150, следует из прогноза. Замена двигателя на отечественный ПД-8, который ожидается не раньше 2024 года, может стоить до 500 млрд рублей
К концу 2030 года парк российских самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) может сократиться больше чем в пять раз из-за выработки ресурса установленного в них российско-французского двигателя SaM-146. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на письмо производителя «Иркут» и Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК), направленное авиакомпаниям.
Согласно письму, «в условиях дефицита подменных двигателей и отсутствия возможности» ремонтировать горячую часть SaM-146 в эксплуатации к 2030 году останутся только 28 самолетов SSJ-100. Сейчас в парке российских перевозчиков около 150 судов. «Иркут» попросил авиакомпании оценить, сколько самолетов было бы экономически целесообразно ремоторизировать на отечественный двигатель ПД-8, который ОДК разрабатывает для SSJ-NEW.
Поставки ПД-8 ожидаются не раньше 2024 года. Стоимость двигателей обычно оценивают в 50-60% от цены самолета, которая для SSJ-100 на конец 2021 года составляла 2-2,5 млрд рублей. В таком случае ремоторизация 120 самолетов с истекшим ресурсом SaM-146 обойдется в 160-220 млрд рублей, подсчитал «Коммерсантъ». Его источники в отрасли отметили, что в реальности (с учетом необходимых работ) цена будет выше минимум в 1,5-2 раза, то есть до 500 млрд рублей. «Иркут» заверил перевозчиков, что замена двигателей предполагается с привлечением мер господдержки.
Представитель производителя заявил газете, что прогноз и опрос перевозчиков отражают «усилия, направленные на поддержание стабильной эксплуатации парка SSJ-100». В «Иркуте» отметили, что, по предварительным данным от авиакомпаний, «заинтересованность в ремоторизации парка SSJ-100 есть», однако это потребует увеличения выпуска ПД-8, поскольку «текущие мощности ориентированы в первую очередь на выпуск новых самолетов SSJ-NEW». В ОДК заявили, что «вопрос экономической целесообразности ремоторизации по-прежнему открыт».
Источник «Коммерсанта» в авиапроме отметил, что позиция перевозчиков «в общих чертах сводится к готовности менять двигатели, если это произойдет за государственный счет». При этом, по словам других собеседников газеты в авиакомпаниях, в идею ремоторизации в отрасли уже не верят: «Таких денег нет, и это технически сложно». Кроме того, «все мыслимые человеческие и финансовые ресурсы ОДК брошены на ПД-8», поэтому в освоение предприятием ремонта горячей части SaM-146 также верят немногие, а запланированных объемов выпуска отечественного двигателя едва хватит для формирования полноценного подменного пула, отметили источники.
Три собеседника «Коммерсанта» допустили, что полномочия по продлению срока эксплуатации и капремонтам двигателя SaM-146, детали для горячей части которого изготавливала ушедшая из России французская Safran, будут переданы в техцентры Ирана, где «накоплен 40-летний опыт работ с иностранными моторами».