К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

ГАЗ на плаву: как работает нижегородский автозавод Олега Дерипаски

В марте 2023 года каждые 95 секунд с конвейера ГАЗа сходил новый автомобиль, в апреле — каждые 84 секунды (Фото Валерия Нистратова для Forbes)
В марте 2023 года каждые 95 секунд с конвейера ГАЗа сходил новый автомобиль, в апреле — каждые 84 секунды (Фото Валерия Нистратова для Forbes)
Горьковский автозавод, который Олег Дерипаска приобрел в 2000-м, уже почти год работает под санкциями, из-за которых в марте 2022 года концерн Volkswagen расторг с ним соглашение о контрактной сборке автомобилей, действовавшее до 2025 года. В ответ российская компания потребовала через суд взыскать с бывшего партнера 15,6 млрд рублей — так ГАЗ оценил свои убытки. Министр промышленности и торговли Денис Мантуров в июне 2022 года рассказал, что на ГАЗе планируют возродить производство автомобилей под советскими брендами «Волга» и «Победа». Как сейчас работает автозавод — в фоторепортаже Forbes из Нижнего Новгорода

Продажи легких коммерческих автомобилей в России по итогам 2022 года сократились на 45%, у ГАЗа, который сохранил лидерство в этом сегменте, этот показатель значительно ниже — 34%. По данным исследования «Автостат Инфо», в 2022 году на российском рынке было продано 36 958 машин марки ГАЗ (в 2021-м — 56 015), из них почти 32 000 машин имели шильдик «Газель Next». Производство малотоннажных «газелей» автозавод наладил еще в 1994 году. Машины появились своевременно и стали очень популярны у малого бизнеса — на них перевозили небольшие партии грузов, а с появлением пассажирской версии они массово вышли на городские маршруты. В Музее ГАЗа посетителям показывают исторический документ 1994 года — лист бумаги, на котором заместитель главного конструктора Владимир Носаков записал несколько возможных названий: «Челнок», «Ларек», «Комок», «Фазенда» и «Газель».

В первый год после запуска с конвейера сошло 13 300 «газелей». А уже через пару лет выпускали 125 000 машин под этим брендом ежегодно. Однако большую часть автомобилей продавали по бартерным и вексельным схемам, денег завод почти не получал, а средняя зарплата сотрудников составляла $100.

В 2000 году владельцем ГАЗа стал миллиардер Олег Дерипаска, его компания «Базовый элемент» приобрела контрольный пакет акций. Позже автозавод стал головным предприятием Авол. Дерипаска занялся его спасением, привез в Нижний японских консультантов, которые помогли внедрить систему «кайдзенов», улучшений производства, благодаря которой удалось существенно снизить затраты и оптимизировать рабочие процессы на конвейере.

 

В 2008 году на автозаводе предприняли попытку возродить выпуск легковых автомобилей «Волга»: у концерна DaimlerChrysler приобрели сборочную линию для седанов и на нижегородской площадке наладили производство автомобиля Volga Siber. Но в 2010-м его пришлось свернуть из-за низких продаж. Вывод машины пришелся на период финансового кризиса, из-за которого в России рухнул рынок, завод тогда перешел на трехдневный режим работы, резко резал затраты по всем направлениям, у него не было средств на продвижение и организацию дистрибуции нового легкового автомобиля, поэтому проект закрыли. В 2011 году было подписано соглашение с Volkswagen о контрактной сборке легковых автомобилей VW и Skoda на Горьковском автозаводе.

В апреле 2018 года Минфин США включил ГАЗ в санкционный список вместе с Олегом Дерипаской. Миллиардер заявлял тогда, что компании грозит банкротство и национализация. Американцы несколько раз переносили сроки исполнения санкций: в отношении Группы ГАЗ они вступили в силу в мае 2022 года.

 

Партнерство с компанией Volkswagen, которую раньше называли возможным инвестором автозавода, в новых условиях стало нереальным. Из-за «спецоперации»* немецкий концерн решил уйти из России и закрыть производство в Нижнем Новгороде. Выпускать автомобили VW и Skoda Volkswagen прекратил еще в марте 2022-го, после обращения ГАЗа в суд активы немецкого автоконцерна в России были арестованы, однако уже в апреле Нижегородский арбитраж частично снял арест с недвижимости и оборудования. После этого сотрудники автозавода попросили правительство взять под контроль уход Volkswagen из России. По словам председателя рабочих советов ГАЗа Евгения Морозова, сейчас в Нижнем Новгороде простаивают мощности контрактной сборки на 140 000 легковых автомобилей в год.

«Надеемся, что правительство России возьмет под контроль данную ситуацию и не позволит уйти компании Volkswagen из России, не вернув средства нашему предприятию для реализации нового проекта на площадях ГАЗа», — заявил он.

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

 
Валерий Нистратов для Forbes

На ГАЗе сейчас работает около 20 000 человек. В советские годы, когда здесь производили «волги» и «чайки», а на балансе завода были еще и непрофильные активы, — более 120 000.

Валерий Нистратов для Forbes

В производстве участвует более 600 роботов. Они сваривают, склеивают, окрашивают автомобили. Около 80% операций автоматизировано. Самый технологически продвинутый — сварочный цех. Здесь роботизированные системы немецкой компании Kuka и японской Fanuc полностью вытеснили ручной труд.

Валерий Нистратов для Forbes

В начале 1930-х рядом с будущим автозаводом начали строить соцгород для работников автопрома — жилые дома-коммуны с инфраструктурой. Позже появился так называемый желто-бусыгинский квартал, который проектировали с участием архитекторов ГАЗа. Сейчас это объект культурного наследия. В одном из таких домов жил кузнец-стахановец Александр Бусыгин.

Валерий Нистратов для Forbes

В окрасочном цехе кузова автомобилей пропускают через 13 ванн: обеспыливают, обезжиривают и покрывают фосфатным грунтом. Чтобы защитить кузов «газели» от коррозии, одного только воска на него наносят около 2 кг и более 30 кг герметика. В 2013 году цех полностью реновирован и роботизирован.

Валерий Нистратов для Forbes

20 лет назад Горьковский автозавод по инициативе Олега Дерипаски первым в России начал использовать принципы «кайдзенов» — улучшений производства, основанных на стандартах компании Toyota.

Валерий Нистратов для Forbes

Сотрудник получает премию 600 рублей за каждое улучшение, которое внедрено по его предложению. Самые активные за месяц вносят по 15–20 идей: это помогает повысить производительность, снизить трудозатраты, сократить число ошибок и брака.

Валерий Нистратов для Forbes

За год здесь внедряют около 7000 рацпредложений, поступивших от работников.

Валерий Нистратов для Forbes

Роботы окрашивают кузов «газели» всего за пять минут. Но они пока полностью не могут заменить рабочих редкой профессии — квалифицированных маляров, которые докрашивают из пульверизаторов труднодоступные места в автомобиле.

Валерий Нистратов для Forbes

В декабре 2022 года открылся обновленный музей истории ГАЗа, площадь его увеличилась в два раза, а посещаемость — почти в три.

Валерий Нистратов для Forbes

Реконструкция музея обошлась в 500 млн рублей. Теперь дети могут осваивать профессии автопрома с помощью виртуальной реальности и других технологий. Зона профориентации занимает целый этаж.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+