ГАЗ на плаву: как работает нижегородский автозавод Олега Дерипаски
Продажи легких коммерческих автомобилей в России по итогам 2022 года сократились на 45%, у ГАЗа, который сохранил лидерство в этом сегменте, этот показатель значительно ниже — 34%. По данным исследования «Автостат Инфо», в 2022 году на российском рынке было продано 36 958 машин марки ГАЗ (в 2021-м — 56 015), из них почти 32 000 машин имели шильдик «Газель Next». Производство малотоннажных «газелей» автозавод наладил еще в 1994 году. Машины появились своевременно и стали очень популярны у малого бизнеса — на них перевозили небольшие партии грузов, а с появлением пассажирской версии они массово вышли на городские маршруты. В Музее ГАЗа посетителям показывают исторический документ 1994 года — лист бумаги, на котором заместитель главного конструктора Владимир Носаков записал несколько возможных названий: «Челнок», «Ларек», «Комок», «Фазенда» и «Газель».
В первый год после запуска с конвейера сошло 13 300 «газелей». А уже через пару лет выпускали 125 000 машин под этим брендом ежегодно. Однако большую часть автомобилей продавали по бартерным и вексельным схемам, денег завод почти не получал, а средняя зарплата сотрудников составляла $100.
В 2000 году владельцем ГАЗа стал миллиардер Олег Дерипаска, его компания «Базовый элемент» приобрела контрольный пакет акций. Позже автозавод стал головным предприятием Авол. Дерипаска занялся его спасением, привез в Нижний японских консультантов, которые помогли внедрить систему «кайдзенов», улучшений производства, благодаря которой удалось существенно снизить затраты и оптимизировать рабочие процессы на конвейере.
В 2008 году на автозаводе предприняли попытку возродить выпуск легковых автомобилей «Волга»: у концерна DaimlerChrysler приобрели сборочную линию для седанов и на нижегородской площадке наладили производство автомобиля Volga Siber. Но в 2010-м его пришлось свернуть из-за низких продаж. Вывод машины пришелся на период финансового кризиса, из-за которого в России рухнул рынок, завод тогда перешел на трехдневный режим работы, резко резал затраты по всем направлениям, у него не было средств на продвижение и организацию дистрибуции нового легкового автомобиля, поэтому проект закрыли. В 2011 году было подписано соглашение с Volkswagen о контрактной сборке легковых автомобилей VW и Skoda на Горьковском автозаводе.
В апреле 2018 года Минфин США включил ГАЗ в санкционный список вместе с Олегом Дерипаской. Миллиардер заявлял тогда, что компании грозит банкротство и национализация. Американцы несколько раз переносили сроки исполнения санкций: в отношении Группы ГАЗ они вступили в силу в мае 2022 года.
Партнерство с компанией Volkswagen, которую раньше называли возможным инвестором автозавода, в новых условиях стало нереальным. Из-за «спецоперации»* немецкий концерн решил уйти из России и закрыть производство в Нижнем Новгороде. Выпускать автомобили VW и Skoda Volkswagen прекратил еще в марте 2022-го, после обращения ГАЗа в суд активы немецкого автоконцерна в России были арестованы, однако уже в апреле Нижегородский арбитраж частично снял арест с недвижимости и оборудования. После этого сотрудники автозавода попросили правительство взять под контроль уход Volkswagen из России. По словам председателя рабочих советов ГАЗа Евгения Морозова, сейчас в Нижнем Новгороде простаивают мощности контрактной сборки на 140 000 легковых автомобилей в год.
«Надеемся, что правительство России возьмет под контроль данную ситуацию и не позволит уйти компании Volkswagen из России, не вернув средства нашему предприятию для реализации нового проекта на площадях ГАЗа», — заявил он.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.