К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Экстраординарное падение: рейтинг крупнейших российских автодилеров — 2022

Автоцентр «Рольф». (Фото Алексея Зотова / ТАСС)
Автоцентр «Рольф». (Фото Алексея Зотова / ТАСС)
Суммарная выручка 25 самых крупных автодилеров в России за прошедший год сократилась более чем на треть, до 1,3 млрд рублей. Столь значительное падение произошло впервые за всю историю измерений, которые проводят аналитики «АвтоБизнесРевю». 25 крупнейших по продажам компаний смогли реализовать на 58% автомобилей меньше, чем годом ранее, лишь 270 998. Всего же в России в прошлом году было продано 687 370 автомобилей, и, по мнению экспертов, в этом году продажи вряд ли превысят 800 000

Крупнейшим по выручке в рейтинге крупнейших автомобильных дилеров, составленном журналом «АвтоБизнесРевю» (с ним ознакомился Forbes), уже девятый год подряд остается «Рольф». В 2022 году он смог продать автомобилей на 234,3 млрд рублей (это на 37% меньше, чем в 2021 году). Но лидерство по количеству проданных новых машин «Рольф» потерял. По итогам прошлого года его опередил «Автомир», сумевший реализовать 28 000 автомобилей, что на 58% меньше чем годом ранее.

Всего в рейтинг «АвтоБизнесРевю» традиционно вошло 100 российских автодилеров (они контролируют 67% российского авторынка), которые суммарно реализовали 461 150 автомобилей, что на 58% меньше показателей 2021 года. Суммарный оборот топ-50 по выручке составил 1,6 млрд рублей против 2,6 млрд рублей годом ранее. Оборот топ-25 компаний сократился на 38%, до 1,3 млрд рублей.

С ног на голову

«Ситуация на российском авторынке сложилась экстраординарная, — говорит Евгений Еськов, главный редактор «АвтоБизнесРевю». — Такого кризиса рынок не переживал никогда, ни в 2008-м, ни в 2014-м, ни в 2020 году. Конечно, некоторое падение рынка в те годы наблюдалось, но все было связано лишь с неуверенностью покупателей, и спрос довольно быстро восстанавливался. Даже в пандемию, когда автосалоны не могли продавать авто, дилеры смогли заработать. Сейчас ситуация иная, в связи с началом «специальной военной операции»* в прошлом году из России ушли практически все мировые автоконцерны, продавать стало нечего. А последующая мобилизация и недоразвитость параллельного импорта также отнюдь не способствовали потребительскому спросу».

 

По словам Еськова, продажа новых автомобилей всегда занимала львиную долю в выручке дилеров, но события прошлого года перевернули рынок «с ног на голову»: официальные дилеры были вынуждены перепрофилировать бизнес на продажу автомобилей с пробегом, в экстренном порядке увеличивать мультибрендовость, расширять сервисные услуги. «Еще дилеры бросились заполнять склады новыми машинами, всеми, которые только были доступны. Кто сколько успел набрать на склад, тот столько потом продал, пытаясь растянуть на год», — говорит он.

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), по итогам 2022 года российский авторынок рухнул более чем наполовину (минус 58,8%). Было продано всего 687 370 легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV), для сравнения: в 2021 году этот показатель составлял 1,67 млн штук.

 

Все в минус

Никто из топ-25 крупнейших дилеров по количеству проданных автомобилей не смог сработать в плюс. Наибольшее падение зафиксировано у «ТрансТехСервиса» (минус 71%), «Рольфа» и «Ключавто» (оба потеряли по 67%), «Фаворит Моторс» и «АвтоСпецЦентр» (минус 63% у обоих).

«На динамику падения влияли разные факторы. Так, крупные столичные и федеральные компании обладали большими возможностями быстро перепрофилировать салон под китайских производителей, получить дилерство новых марок, достать машины, имеющиеся в нашей стране. В регионах компаниям с этим было сложнее. Кроме того, на результат влиял портфель брендов. Скажем, если у одного дилера якорными брендами выступали марки Volkswagen Group, а другой торговал в основном китайцами, то у второго продажи велись, а первому импортер перестал поставлять машины», — говорит Еськов.

Рост цен на автомобили не смог компенсировать падение выручки у дилеров.

 

По оценке аналитического агентства «Автостат», по итогам 2022 года средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России выросла на 20% и составила 2,38 млн рублей. В 2021 году этот показатель составлял около 2 млн рублей. Если же сравнивать с 2014 годом, то с тех пор средневзвешенная цена выросла в 2,4 раза: в 2014-м она находилась на уровне 1 млн рублей. Сопоставимый резкий рост средневзвешенной цены нового автомобиля наблюдался в 2015 и 2021 году (+20% и +18% соответственно), а в 2016–2020 годах он всегда был менее 10%.

В ноль удалось сработать лишь дилеру «Максимум». «У этой компании, в частности, хорошо развито направление авто с пробегом, которое принесло выручку, сопоставимую с продажами новых машин. В прошлом году компания перестроила стратегию развития. Тестировала параллельный импорт, в начале этого года подписала эксклюзивный дистрибьюторский договор с китайской маркой VGV. Сосредоточилась на классической модели продаж авто с пробегом, системе продаж в «одном окне», постгарантийном сервисе и, наконец, китайских брендах», — поясняет Еськов.

Все остальные дилеры демонстрируют двузначное падение выручки. Больше всех рухнули «ТрансТехСервис» (минус 52%), «Бизнес Кар» (минус 51%), «Автодом» и «Автодилерство» (оба потеряли по 50%).

Осторожный оптимизм

В своих прогнозах на 2023 год АЕБ умеренно оптимистичен: объем продаж составит 770 000 штук, рынок вырастет на 12% к показателям 2022 года. Об этом в начале 2023-го заявил на ежегодной конференции председатель комитета автопроизводителей АЕБ Алексей Калицев.

А аналитики компании «Технологии доверия» (ранее PwC в России) полагают, что рынок будет развиваться исходя из двух прогнозов — базового и оптимистичного. Согласно базовому прогнозу, российский авторынок к концу 2023 года вырастет на 7%, до 670 000 машин, а к 2027-му увеличится на 22%, до 1,49 млн. Оптимистичный прогноз предполагает, что рынок в 2023 году прибавит 28%, то есть продажи составят 800 000 новых автомобилей. К 2027 году этот показатель вырастет на 18%, до 1,55 млн штук.

 

Еськов же считает, что дальнейшее развитие российского авторынка во многом будет зависеть от отечественного «Автоваза». В конце марта концерн подтвердил, что выполнит план и выпустит в 2023 году более 400 000 машин. «Также будем надеяться, что позиция Китая по отношению к нашей стране не измениться. И остальное рынку добавят китайские бренды», — говорит он.

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+