Роскошь с пробегом: вторичный рынок люксовых автомобилей вырос более чем в два раза
Продажи автомобилей с пробегом брендов Ferrari, Maserati, Bentley, Rolls-Royce, Aston Martin, Lamborghini и Bugatti за I квартал 2023 года в России выросли на 109,3% по сравнению с аналогичным периодом 2022-го и на 7,9% по сравнению с IV кварталом 2022-го. Эти данные содержатся в исследовании экспертов «Авито Авто», подготовленном для Forbes.
Всего за первые три месяца этого года было продано 810 единиц автомобилей с пробегом против 387 единиц за тот же период прошлого года, отмечается в исследовании. Эксперты «Авито Авто» отмечают, что рост спроса (запрос контактов продавца) на авто с пробегом класса люкс на платформе в I квартале составил 26,2% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. А количество объявлений о продаже таких автомобилей за тот же период выросло на 101,4%.
В чем причина двукратного роста? По мнению управляющего директора «Авито Авто» Кирилла Вотякова, одним из факторов, оказывающих непосредственное влияние на динамику продаж, стала общая конъюнктура авторынка — произошедшая в прошлом году переориентация дилерских центров и покупателей на рынок автомобилей с пробегом на фоне приостановки работы российских автозаводов и прекращения импорта дорогих автомобилей. С другой стороны, он отмечает стремление покупателей автомобилей данного сегмента зафиксировать текущую стоимость статусного автомобиля в инвестиционных целях, чтобы в будущем продать по более высокой цене.
В дальнейшем востребованность автомобилей будет только расти, ожидает Вотяков, повысится спрос и на ввоз автомобилей из-за рубежа. «Согласно нашим данным, количество объявлений о продаже автомобилей из-за границы на платформе в январе-феврале 2023 года выросло в 3,3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», — говорит управляющий директор «Авито Авто».
Больше всех в цене год к году подорожал Bentley Bentayga, модель прибавила 48,9% в стоимости и сейчас обойдется почти в 21,9 млн рублей. Более 36% прибавил Maserati Ghibli (4,2 млн рублей), а Rolls-Royce Ghost подорожал на 28,6%, до 16,4 млн рублей.
Самой популярной моделью на рынке автомобилей с пробегом класса люкс в России по итогам минувшего квартала стала Bentley Continental GT. На ее долю пришлось 17,7% от общих продаж. На втором месте — Lamborghini Urus с долей в продажах 13,1%. Третью позицию в рейтинге самых продаваемых автомобилей класса люкс с пробегом занимает Maserati Levante с долей продаж 10,7%. Далее следуют Bentley Bentayga (10,2%) и Rolls-Royce Cullinan (4,4%).
Среди уникальных и наиболее дорогих предложений на «Авито Авто» эксперты называют появившийся в марте автомобиль Pagani Huayra. Модель выпускалась ограниченным тиражом с 2011 по 2018 год — на сегодняшний день в мире существует не более 100 таких автомобилей. Продавец предлагает привезти это авто под заказ из-за рубежа за 229,5 млн рублей (порядка $3 млн).
Цифры, приведенные в исследовании «Авито Авто», выглядят особенно впечатляющими на фоне статистики «Автостата». По данным агентства, за весь прошлый год россияне приобрели всего 1927 люксовых автомобиля с пробегом сегмента, что на 4% больше предыдущего года. Таким образом, продажи дорогих автомобилей с пробегом на «Авито Авто» только за первые три месяца более чем в два раза превзошли показатели прошлого года по всей стране.
Традиционно львиная доля перепродаж роскошных автомобилей происходит в Москве (54%) и Московской области (11%), а также в Санкт-Петербурге (10%). Этим трем региональным рынкам суммарно принадлежит три четверти от общего объема. Из других субъектов России наибольшую активность демонстрирует Краснодарский край с долей около 5%.
По мнению независимого эксперта авторынка Владимира Беспалова, в общей статистике продаж автомобилей в России люксовые марки занимают совсем немного, это штучный товар, и его показатели не сильно влияют на рынок в целом. Вместе с тем этот сегмент также пострадал от санкций — официальные продажи люксовых брендов были прекращены год назад.
«Россияне покупают и перепродают такие авто по разным причинам: кто-то уехал и хочет продать, кто-то думает, что в дальнейшем купить будет сложнее и дороже, кто-то, возможно, берет второе авто на запчасти, а кто-то, наоборот, не хочет связываться с проблемами в обслуживании. С точки зрения инвестиций такие автомобили рассматривать спорно — стоимость обслуживания и содержания крайне высока», — отмечает Беспалов.