Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей по итогам марта 2023 года сократились на 10,6% до 48 414 штук, это на 5712 штук меньше, чем в марте 2022 года. Такие данные распространили эксперты Комитета автопроизводителей АЕБ, с исследованием ознакомился Forbes.
10,6% — минимальное падение с начала года. В январе этого года к январю прошлого года продажи были меньше на 63,1%, в феврале — на 62%. При этом в марте 2023 года продано на 49% автомобилей больше, чем в январе, посчитал Forbes на основании данных АЕБ.
Всего за I квартал продажи сократились на 44,7% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года или на 123 855 автомобилей и составили 153 477 штук, отмечает АЕБ. Сюда входят продажи коммерческого транспорта (14 922 штуки или 9,7%), внедорожников (87 109 штук, 56,8%), пикапов (1457 штук, 0,9%), электромобилей (276 штук).
Похожие сведения о динамике продаж приводит и аналитическое агентство «Автостат». По их данным, показатели продаж в марте на 11,4% ниже, чем в марте прошлого года. По мнению экспертов агентства, «с каждым месяцем ситуация на российском авторынке улучшается». Учитывая эту тенденцию, в апреле рынок и вовсе должен показать рост, который, по всей видимости, может продлиться несколько месяцев, прогнозируют они.
Lada с оптимизмом
Лидером рынка осталась отечественная марка Lada компании «Автоваз». В марте дилеры автоконцерна смогли реализовать 23 335 коммерческих и пассажирских автомобилей бренда, что на 90% выше, чем в марте 2022 года. Продажи Lada за I квартал этого года выросли на 22% и составили 64 240 автомобилей. Основные бренды автоконцерна контролируют уже 48,2% отечественного авторынка, отмечает АЕБ.
Марка Lada Granta в марте разошлась тиражом в 16 254 единицы, сообщал «Автоваз», этот результат равен показателям февраля 2023 года, но более чем на 373% выше, чем объем продаж модели в марте 2022 года (тогда компания столкнулась с прекращением поставок компонентов от иностранных поставщиков). Также в марте дилеры автоконцерна реализовали 2703 внедорожника Niva Legend (+212,1% к марту 2022 года) и 3721 автомобиль Niva Travel (это на 83,1% больше, чем в марте 2022 года).
По словам президента «Автоваз» Максима Соколова, I квартал 2023 года «показал позитивные результаты», а продажи Lada за три месяца позволяют смотреть на восстановление российского рынка с умеренным оптимизмом.
Во II квартале автоконцерн намерен начать продажи Lada Vesta нового поколения и запустить производственную площадку Lada в Санкт-Петербурге. «На сегодняшний день «Автоваз» подтверждает план по выпуску в текущем году более 400 000 автомобилей», — заявил Соколов.
Китайский рекорд
Второе место по продажам на отечественном авторынке занимает китайский Haval, он стал лидером среди иномарок. В марте в России было продано 6780 автомобилей этого бренда, что на 331% больше, чем год назад. По подсчетам АЕБ, бренд занимает уже 14% российского авторынка.
Третье место — Geely, в марте компания реализовала 5119 автомобилей. Рост продаж год к году составил 243%, доля рынка достигла 10,6%. Наибольший рост по итогам марта демонстрируют другие китайские бренды: Changan вырос на 1264% (1517 штук), продажи Great Wall — на 1264% (450 штуки).
Доля китайских автомобилей в России стремительно растет. По итогам января-февраля 2023 года китайские автокомпании занимают 36% рынка новых автомобилей. Об этом со ссылкой на данные аналитиков агентства «Автостат», озвученные на конференции «Как заработать, продавая китайские автомобили?», писал Autonews.ru. По данным аналитиков, в начале 2022 года доля китайских автобрендов в России составляла не более 10%, в конце 2021 года — 9%, а в конце 2020 года — всего 4%.
Параллельные Европа и Япония
Постепенно растет и доля продаж автомобилей, ввезенных по схеме параллельного импорта. По данным исследования ВТБ и маркетингового автомобильного агентства НАПИ (есть в распоряжении Forbes), в феврале этого года в продажах новых транспортных средств доля параллельного импорта превысила 8%, что составляет уже около 4600 штук. Этот показатель на 16% выше январских значений.
Более 80% продаж автомобилей, ввезенных по параллельному импорту, пришлось на японские и немецкие бренды. Лидерами среди них стали Toyota, Mercedes-Benz и BMW. В топ-10 популярных моделей, на которые приходится треть от общего числа сделок с использованием механизма параллельного импорта входят Toyota Land Cruiser Prado и Land Cruiser300, Mitsubishi Montero Sport, BMW X5, ToyotaRAV4, Chevrolet Cobalt, Toyota Camry, Lexus RX, Mercedes-Benz GLE-Class и G-Class.
По данным исследования ВТБ, увеличение ассортимента автомобилей будет постепенно стабилизировать их стоимость. По данным НАПИ, в феврале по сравнению с январем цены на шесть моделей из топ-10 снизились в среднем на 0,6%. Остальные подорожали в среднем всего на 3,7%.