Ростовская ГАП «Ресурс» владеет стадом в 26 000 овец. Весной компаний объявила, что планирует увеличить поголовье: численность маточного стада вырастет до 54 000, молодняка на откорме — до 100 000, пишет журнал «Животноводство России». Инвестиции в проект составят 1,5 млрд рублей. Выручка ГАП «Ресурс», одного из крупнейших производителей и экспортеров мяса птицы, в 2021 году была около 82 млрд рублей.
В сентябре прошлого года еще один крупный производитель мяса птицы, компания «Дамате» Наума Бабаева (выручка в 2021 году — 152 млн рублей), ввела в эксплуатацию обновленный завод «Кавказ-мясо» в Черкесске мощностью 25 000 т баранины в год. Объем инвестиций — 3,4 млрд рублей. Проект включает в себя откормочные площадки на 80 000 скотомест, сервисную компанию для работы с фермерами, говорит заместитель гендиректора «Дамате» по маркетингу и продажам Дарья Лащенко.
Крупнейший российский производитель мяса «Мираторг» братьев Линников владеет двумя овцеводческими комплексами в Курской и Тульской областях с поголовьем до 90 000, объем инвестиций, сделанных в этот бизнес еще до пандемии, составил порядка 3 млрд рублей. В 2020 году компания объявляла, что планирует довести поголовье до 134 000 к 2028 году.
По данным Росстата, в 2022 году общее производство скота и птицы составило 16,2 млн т. За год доля свинины выросла на 0,7 п. п., до 35,6%, доля мяса птицы увеличилась на те же 0,7 п. п., до 43,6%. А вот крупного рогатого скота в структуре производства стало меньше на 1,2 п. п. (17,2%), овец и коз — на 0,1 п. п. (0,8%). По данным аналитической компании «Агромикс», в 2022 году производство птицы (в живом весе) выросло на 5,2%, свинины — на 8%. А вот говядины произвели на 3,5% меньше, чем годом ранее.
По данным аналитического агентства Emeat, производство баранины в 2022 году снизилось на 2% и составило 205 000 т. В промышленном секторе падение еще больше — 3,5%, на крупных производителей пришлось всего 17 800 т баранины. Больше половины (128 000 т) производится «в хозяйствах населения», то есть частниками, остальное — за крестьянско-фермерскими хозяйствами.
Для чего затевать крупные инвестпроекты в такой узкой нише?
Почему баранина не индейка
В 2016 году в России произвели немного меньше мяса, чем в 2022-м, — порядка 14 млн т, 210 000 т из которых пришлось на нишевый продукт — мясо индейки. За шесть лет объем производства мяса этой птицы удвоился: в 2022 году, по информации Agrifood Strategies, он достиг 414 500 т.
Может ли рынок баранины повторить такой рывок? Есть несколько причин, почему сделать это будет сложно.
Во-первых, еще до развития российского производства индейку активно ввозили из других стран, указывает руководитель Национальной мясной ассоциации (НМА) Сергей Юшин. То есть потребитель был к ней приучен. Во-вторых, индейка изначально имеет особый статус — ее считают мясом диетическим, полезным, легкоусвояемым. Плюс оно намного проще в приготовлении, а ассортиментная линейка включает сотни позиций, продолжает эксперт. В то время как баранину до сих пор зачастую продают отрубами.
В-третьих, цикл выращивания овец длиннее, чем индейки, добавляет президент консалтинговой компании Agrifood Strategies Альберт Давлеев, а овцематка никогда не даст той же продуктивности.
Наконец, в-четвертых, все те годы, что производство индейки росло, баранина стагнировала. В 2016 году мяса овец и коз произвели те же 210 000 т. То есть чуть больше, чем в 2022 году.
Экономическая ситуация сейчас тоже не такая, как была в 2016 году. «В условиях, когда многие домохозяйства экономят на продуктах питания, часто не позволяя себе даже некоторые молочные продукты, снижая потребление рыбы, овощей и так далее, прогнозировать активный переход на баранину было бы странно», — полагает Юшин.
Без конфессиональных ограничений
Тем не менее опрошенные Forbes эксперты и участники рынка полагают, что инвестиции в расширение мощностей по производству баранины могут быть оправданны. «Мы ожидаем, что в течение двух лет вырастет как производство в промышленном секторе, так и потребление баранины, — рассказала Forbes генеральный директор Emeat Любовь Савкина. — Это возможно при реализации заявленных крупными холдингами проектов».
«Баранина — нишевый продукт с большим потенциалом роста, — объясняет Лащенко из «Дамате». — Сейчас объемы производства баранины в России незначительны и составляют порядка 200 000 т. Этого объема недостаточно для удовлетворения растущего внутреннего спроса». За счет расширения производственной базы «Дамате» планирует не только удовлетворить текущий спрос, но и увеличить объем потребления мяса и отправлять его на экспорт.
«При развитии культуры потребления у баранины отличные перспективы, — соглашается исполнительный директор «Хакасской баранины» (входит в агрохолдинг «Ермак») Ольга Мирошникова. — Пока мы забиваем 250-300 голов в смену, это около 5 т мяса ежедневно, но мы видим востребованность продукции на рынке. Поэтому в рамках холдинга планируется расширять собственное стадо и заниматься генетикой». По словам Мирошниковой, баранину охотно берут рестораны и торговые предприятия. Сейчас «Хакасская баранина» поставляет продукцию, охлажденную и замороженную, не только по Республике Хакасия, но и в Москву, Новосибирск, Воронеж, на Дальний Восток.
В 2022 году Россия произвела 11,7 млн т мяса (в убойном весе), на баранину пришлось всего 2% от всего производства (порядка 200 000 т), но через 10 лет производство вполне сможет вырасти в два раза и более — до 550-600 000 т, уверен Давлеев из Agrifood Strategies. И это, по его словам, не оптимистичный, а довольно скромный прогноз. За счет чего может быть достигнут рост?
Спрос на баранину может увеличиться, если приучить к ней потребителя. Могут помочь переход на промышленное производство, продвижение в розничных сетях и расширение географии.
«Сейчас происходит структурная реорганизации отрасли, ее модернизация, переход от традиционного способа выращивания и продаж отрубов (крупных кусков мяса на кости. — Forbes) на рынках к промышленному производству и реализации через торговые сети в привычных для большей части покупателей формате и упаковке, — объясняет Юшин. — Ломать привычки людей сложно, да и, возможно, не нужно. В регионах Кавказа, я уверен, будут продолжать приобретать баранину у своих, знакомых фермеров на традиционных ярмарках, где ее даже разделывают при вас. Но индустриализация овцеводства поможет познакомить с продуктом регионы, где баранина пока встречается редко».
Любовь Савкина согласна, что географию потребления мяса можно расширить. «Для жителей Северного Кавказа, Поволжья баранина вполне привычна, в рационе многих она в приоритете, — говорит эксперт. — Население других регионов охотно попробует это мясо, если оно будет доступно, буквально представлено в сетях типа «Пятерочки» и «Магнита». Первую покупку поддержат стабильное качество и всевозможные скидки и акции. И тут важно, чтобы производители смогли донести до покупателей то, что баранина современных мясных пород не имеет специфического запаха, который многих отталкивал».
Юшин из Национальной мясной ассоциации обращает внимание, что в мире баранина стала единственным видом мяса животных, доля потребления которого за последние 20 лет осталась стабильной, на уровне 12%. За тот же срок потребление говядины упало с 24% до 20%, свинины — с 38% до 33%. «Стабильность сегмента говорит об устойчивом спросе на мировом рынке», — полагает эксперт. В странах Центральной Азии, Ближнего и Среднего Востока на баранину не распространяются конфессиональные ограничения в отличие от других видов мяса.