«Коммерсантъ» узнал о потере зарубежными брендами из-за ухода из России до $2 млрд
Розничные потребительские бренды, свернувшие бизнес в России, могли потерять из-за этого в общей сложности до $2 млрд, выяснил «Коммерсантъ». На глобальный бизнес сетей это не повлияло — продажи в России обеспечивали 3–5% общей выручки. Большинство брендов ушли из страны по собственной инициативе или из-за сложностей с организацией бизнеса
Потери в виде недополученной прибыли зарубежных брендов непродовольственных розничных товаров, которые объявили об уходе из России, превысили $1,3–1,5 млрд. Такую оценку приводит «Коммерсантъ» со ссылкой на двух консультантов, которые сопровождали закрытие бизнеса западных сетей. С учетом неработающих магазинов, сумма могла достичь $2 млрд, уточнил один из источников.
С начала «специальной военной операции»* более 180 иностранных сетей ограничили свою деятельность в России, а 15 объявили о планах покинуть рынок, подсчитали в NF Group. Самые крупные потери — у шведской H&M, испанской Inditex (Zara, Bershka, Massimo Dutti и другие) и IKEA — более $1 млрд. H&M Group в отчетности по итогам 2022 года оценила потери от ухода с российского рынка в $363 млн. Источники газеты добавили, что свыше $300 млн — сумма потерь у Inditex, почти $400 млн — у шведской IKEA.
По словам одного из собеседников, заметные потери у фешен-ретейлеров люксового сегмента — французского Hermes и итальянского Moncle — суммарно более чем $200 млн. Среди брендов, не объявивших об уходе, но чьи магазины в России остаются закрытыми более года, заметные убытки может нести японская Uniqlo, добавил один из собеседников.
По словам советника практики разрешения споров и банкротства BGP Litigation Руслана Петручака, только часть сетей могут обосновать свой уход «попыткой хеджировать репутационные потери». Причина ухода почти половины брендов — ограничения внешнеторговых операций, изменение валютного курса, логистические сбои, сложности с осуществлением трансакций, добавил собеседник. Для многих из ушедших брендов российский рынок не являлся приоритетным, поэтому и было принято такое радикальное решение, сказал Петручак.
У этих сетей на бизнес в России приходилось не более 3–5% общей выручки, отметил партнер «Яков и партнеры» (ранее McKinsey) Дмитрий Водянников. Присутствие в России для многих брендов было «доступом к производственным и даже инжиниринговым центрам компетенций, глубоко встроенным в глобальные и региональные бизнес-процессы», считает он. Эксперт добавил, что сети, которые не объявили об уходе, опасаются «безвозвратной потери такого рынка».
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением», либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.