«Коммерсантъ»: структура Мамута получит сеть магазинов детских товаров «Кораблик»
Структура, связанная с миллиардером Александром Мамутом, получит бизнес сети магазинов детских товаров «Кораблик». На первом этапе сделки структура бизнесмена стала владельцем миноритарной доли ретейлера детских товаров. Приобретение «Кораблика» позволит получить синергию с аналогичной сетью «Винни», также связанной с Мамутом, отмечают эксперты
Компания «Кербин», связанная с фондом A&NN Investments, управляющим активами миллиардера Александра Мамута, получила 5% в «Кораблик-Р» — операционной компании сети детских товаров «Кораблик». Оставшаяся доля сохранилась за одноименным АО, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на изменения, внесенные в ЕГРЮЛ 4 апреля. Источник на рынке сообщил газете, что это первый этап сделки, в итоге которой весь бизнес перейдет структуре Мамута, сообщил источник газеты на рынке.
По данным «СПАРК-Интерфакс», «Кербин» в равных долях принадлежит исполнительному директору A&NN Investments Надежде Ермаковой и Виктору Самойлову. Компании принадлежат юридические лица, связанные с сетями магазинов товаров для дома Goood’s House, Cookhouse, а также кинотеатром «Пионер» в Москве. Этими сетями управляет Ideas4Retail (90% принадлежит A&NN Investments Мамута) и Lynwood Group, связанная с миллиардером. Ideas4Retail, Надежда Ермакова, Виктор Самойлов и «Кораблик» не предоставили комментариев по поводу сделки.
В 2019 году, пишет газета со ссылкой на презентацию «Детского мира», «Кораблик» занимал пятое место на рынке детских товаров с долей в 2%. В 2021 году, по оценкам «Infoline-Аналитики», ретейлер опустился на девятое место с долей менее 1%. В сеть «Кораблик», созданную в 2000 году Дмитрием Зуевым, по собственным данным ретейлера, входит более 150 магазинов в сотне городов России. По итогам 2021 года выручка сети сократилась на 43%, до 3,7 млрд рублей, а чистый убыток составил 252,7 млн рублей.
По словам президента Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонины Цицулиной, в последние годы из-за финансовых сложностей сети пришлось сократить число действующих магазинов. Магазины игрушек Hamleys, которые в России развивала по франшизе Ideas4Retail, также не смогли справиться с финансовыми сложностями, часть из них была переименована в «Винни». С одноименной группой, продающей товары для детей известных европейских марок, Ideas4retail объединила свой бизнес в 2018 году.
Владелец ДТЦ «Винни» Артем Каграманов не ответил на запрос газеты. В марте 2023 года 5% ООО «Кораблик-Р» перешли владельцу дистрибьютора игрушек МТК «Алиса» Олегу Сохацкому. Эксперты тогда говорили, что сумма сделки могла быть символической — у сети высокая долговая нагрузка (на конец 2021 года — 3,4 млрд рублей).
Структуры Мамута, развивающие сеть Hamleys, интересовались приобретением «Кораблика» в феврале 2022 года, писал Forbes со ссылкой на свои источники. По словам гендиректора «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, сделка с «Корабликом» позволит получить синергию с «Винни» и укрепить позиции структур Мамута на рынке детских товаров.
У «Кораблика» и «Винни», несмотря на потенциальное объединение закупок, логистики и управления, пока нет особого конкурентного преимущества перед лидером сегмента — сетью «Детский мир», отметил эксперт. Бурмистров добавил, что серьезную конкуренцию в реализации детских товаров представляют маркетплейсы. По данным Антонины Цицулиной, в сегменте детских товаров на онлайн-платформы приходится почти 60% продаж.