Дорого и почти без гидов: что ждет китайских туристов в России
Спустя почти три года китайцы возвращаются на российский туристический рынок. Власти КНР 6 февраля открыли границы для выездного массового туризма, а 31 марта для групповых туристов стал доступен и сам Китай.
Туроператор «Ника» 23 февраля принял первую после пандемии группу китайцев — 34 человека из Гуанчжоу. Поскольку безвизовый режим еще не вступил в силу, китайским путешественникам пришлось оформлять визы, которые стоят примерно $100. Туристы посетили Петербург, Москву, им показали подводную лодку в Кронштадте, рассказал Forbes основатель компании «Ника» и вице-президент Российского союза туриндустрии Леонид Флит. По его словам, китайцы очень хотели приехать, группа набралась за два дня. Цена восьмидневного тура с перелетом, проживанием и экскурсиями составила 12 000-15 000 юаней (135 000-167 000 рублей) на человека.
Четыре года назад Россия вошла в топ-10 самых популярных у китайских путешественников стран. В 2019 году к нам прибыло из КНР 1,2 млн человек — на 12% больше, чем в предыдущем. По данным Tourism Industry Alliance, до пандемии количество приезжающих в Россию китайцев росло не менее чем на 11% ежегодно. В 2019 году, по данным Центробанка, китайские туристы заняли первое место по тратам в России, оставив на российском рынке более $1 млрд.
К лету 2023 года турпоток начнет восстанавливаться, и вероятнее всего — с Дальнего Востока, говорят туроператоры. «Но это будет уже не поток, скорее ручей, более прозрачный, чем раньше», — уверен Сергей Джан Ша, гендиректор компании «Чайна тур энд бизнес трэвэл». До 2020 года китайские туроператоры продавали пакетные туры по демпинговым ценам, надеясь, что компенсируют это шопингом и посещением ресторанов в России, говорит Джан Ша. Теперь такие схемы, по его мнению, вряд ли будут работать. В том числе потому, что гражданам КНР сейчас запрещено проводить экскурсии в России в связи с поправками в законе. «Именно гиды и туристические лидеры китайских групп формировали коммерческую составляющую туров», — уточняет Джан Ша.
В 2023 году цена путевки в Россию повысится как минимум в два раза, отмечает он. Дешевых чартерных рейсов сейчас нет, подорожали другие составляющие поездки. Изменится и структура поездок: доля групповых туров сократится, но возрастет количество индивидуальных поездок более состоятельных туристов, полагает Джан Ша.
Конкуренция за китайца
Россия вошла в список 20 стран, одобренных властями КНР для туризма, но пока к нам прибывают в основном деловые путешественники — в командировки, на переговоры, говорят туроператоры. «Им некогда ходить на экскурсии, в Кремль или на ВДНХ, и турбизнес на них почти ничего не зарабатывает», — рассказали Forbes в «Интуристе». До 2020 года туроператор ежегодно принимал 300 000 - 400 000 человек из Китая.
Китайский групповой туризм много лет был устроен так: в России путешественники питались в ресторанах со своей национальной кухней, селились в особых гостиницах, зачастую покупали сувениры и украшения в магазинах, принадлежащих китайцам. Российские предприниматели жаловались, что этот рынок закрыт для них. Многочасовые очереди китайцев, например, в Янтарную комнату в Царском селе, создавали неудобства для посетителей музеев из России и других стран.
«Мы бы хотели, чтобы туристы, приезжая к нам, питались не только в китайских ресторанах, но и пробовали русскую и европейскую кухни», — сказала Нана Гвичия, зампредседателя комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга на деловой встрече, посвященной российско-китайскому туризму, прошедшей на прошлой неделе в Москве.
Турбизнес готов к массовому приезду групп из КНР и очень ждет старта безвизовых поездок, говорят туроператоры. Российская виза для китайцев сейчас стоит довольно дорого, получить ее непросто, это серьезное препятствие для обычных путешественников, пояснили в «Интуристе».
Российско-китайское соглашение о безвизовом обмене туристическим группами предполагает регулярное обновление списков туроператоров, которые имеют право работать с путешественниками. До пандемии в России было около 200 компаний, которые входили в эти списки, отмечает Александр Львов, заместитель председателя Ассоциации «Мир без границ» и гендиректор туроператора «Ретро-туризм».
В начале 2023 года Россия и Китай возобновили соглашение о безвизовых поездках. Заминка лишь в согласовании списков туроператоров. Сейчас процесс тормозится на этапе согласования в Китае, поясняет Львов. «Сначала мы ждали введения безвизового режима в январе, потом — в конце марта, теперь к майским праздникам», — объясняет Анна Филимонова, гендиректор туроператора «Дороги мира» из Владивостока. «Раньше туристы прибывали к нам на самолетах и автобусах, у нас три часа езды до китайской границы, — уточняет она. — И конкуренция среди турфирм была огромная». Сейчас в Приморье приезжают только делегации чиновников и бизнесменов. Даже количество рейсов «Аэрофлота» с вылетом из Владивостока в Пекин и Харбин в марте сократили — самолеты летали пустые, говорит Филимонова.
Гид для «красного маршрута»
Основной китайский турпоток обычно приходился на Москву, Санкт-Петербург, Приморский край и Амурскую область. Однако в последние годы стала расти популярность других городов: в пакетные туры включали, например, Мурманск в сезон северного сияния. «Красные маршруты», связанные с историей СССР, особенно востребованы у китайцев: Мавзолей и бункер Сталина в Москве, крейсер «Аврора» в Петербурге. Во время тура в Ульяновске для туристов даже проводили церемонию вступления в пионеры.
Раньше туроператоры из Китая стремились нанимать для групп своих гидов-соотечественников. В 2021 году в России приняли поправки в закон о туризме, согласно которому быть экскурсоводом может только гражданин России. Но таких специалистов остро не хватает, и пока не отработана технология их сертификации и аттестации. В Петербурге есть около 300 гидов со знанием китайского языка, по словам Наны Гвичия. Этого количества не хватит, если турпоток восстановится хотя бы на 30%, говорит Львов.
«Гидов мы готовим, но, скорее всего, все равно возникнет дефицит», — рассказала Елена Трищенко, гендиректор туроператора «Эллипс-тур»: «И на наш туристический рынок могут выйти, как мы их называем, серые гиды, китайцы, которые приезжают по визам и нелегально работают с туристическими группами. Очень хотелось бы, чтобы работали российские гиды — это и безопаснее, и информация будет преподноситься качественнее».
Другая проблема, с которой столкнулись туроператоры — задержки оплаты туристических услуг из Китая. Сейчас суды Шанхая и Пекина переполнены исками, связанными с неоплатой в допандемийный период, и немалая финансовая и юридическая нагрузка ложится на турпораторов, отметила Трищенко. По ее словам, бизнесу хотелось бы, чтобы новые китайско-российские соглашения в сфере туризма помогли бы предупреждать такие ситуации.
«В связи с жалобами туристов еще в 2019 году китайская сторона выступила с предложением создать черный список российских компаний из туриндустрии, которые работают с нарушениями, — рассказывает Александр Львов. — На это мы предложили, наоборот, сформировать список фирм с хорошей репутацией. Эту идею не смогли реализовать из-за трехлетнего ковидного перерыва. Теперь надеемся продолжить это обсуждение».