К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Зима без овощей: какие риски стоят перед тепличными хозяйствами

Теплицы агрокомбината (Фото Сергея Фадеичева / ТАСС)
Теплицы агрокомбината (Фото Сергея Фадеичева / ТАСС)
В правительстве ужесточили риторику по отношению к иностранным производителям и поставщикам семян, потребовав от них локализовать производство в России. Новые правила могут негативно сказаться на тепличных хозяйствах, которые обеспечивают десятую часть всего урожая овощей в стране и при этом критично зависят от иностранных селекционеров

Минсельхоз намерен ужесточить правила работы с зарубежными производителями семян и работать только с тем из них, кто согласится локализовать производство в России. Об этом 16 марта рассказала первый заместитель министра сельского хозяйства Оксана Лут. «Мы хотим, чтобы иностранные компании нормально локализовались в нашей стране, — заявила Лут. — А не так, как это было по тракторам и комбайнам, когда мы думали, что у нас высокая локализация, а оказалось, что это не так. Мы хотим, чтобы у нас все от зародышевой плазмы было в стране, чтобы они передавали нам технологии, обучали наших людей».

Объясняя логику ведомства, чиновница обратилась к примеру компании Corteva Agriscience — одного из крупнейших производителей семян в мире (бренд Pioneer), которая после начала «спецоперации»* на Украине объявила об уходе из России. «Она [Corteva] ушла, все свернула, свои сорта оставила в реестре и пытается завозить свои сорта в нашу страну. Соответственно, делать это они будут недолго, потому что эти сорта, скорее всего, мы вместе с Госсорткомиссией исключим из реестра», — заявила Лут, уточнив, что Минсельхоз уже провел много переговоров и отдельные иностранные селекционеры готовы к локализации.

Ужесточившаяся риторика Минсельхоза вызывает опасения у опрошенных Forbes экспертов: если локализация не состоится по правилам ведомства, будет нанесен существенный удар по производству овощей в России.

 

Свои чужие овощи

Зависимость от иностранных семян сильно разнится в зависимости от культур. Согласно данным Минсельхоза, уровень самообеспеченности семенами в 2023 году колеблется от 92,5% по озимой пшенице и 95% по рису до 45% по кукурузе и 25% по подсолнечнику. А семена картофеля собственного производства составляют всего 9% от общего объема, сахарной свеклы — 2,5%, это самые низкие показатели, о чем довольно часто напоминают эксперты и представители аграрного ведомства.

При этом тепличная отрасль, которая снабжает россиян овощами в несезон, когда открытый грунт не позволяет выращивать те же огурцы и помидоры, зависит от импортных семян гораздо сильнее, отмечает гендиректор компании «Технологии Роста» Тамара Решетникова, на 80% и выше в зависимости от конкретного вида овощей и технологии. Согласно оценке ассоциации «Теплицы России», в современных тепличных комплексах, где овощи выращивают круглогодично, доля используемых в производстве импортных семян доходит до 100% (например, по кабачкам и баклажанам). То есть пока что в фундаменте активно развивающейся отрасли (по данным ассоциации, только на конец 2022 года в стране реализовывались проекты на общую сумму 22 млрд рублей) заложена значимая часть иностранных компонентов производства.

 

О каких масштабах речь? Тепличных овощей в России за прошлый год, по данным Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), было произведено 1,6 млн т, и это рекордный результат. Площади теплиц увеличились на 280 га новых высокотехнологичных теплиц и достигли общей площади 3400 га, приводит данные ИКАР. Свежих данных о производстве овощей в 2022 году в России нет, но в ноябре прошлого года Оксана Лут оценивала этот показатель в 16 млн т. Если прогнозы Минсельхоза сбылись, то в тепличных хозяйствах выращивается 10% всех российских овощей.

Пока что сообщений о массовом уходе иностранных производителей семян с российского рынка, подобных примеру Corteva, нет. Это подтверждает источник Forbes, близкий к одной из зарубежных компаний, занимающейся поставками собственных семян в Россию: «Пока известно только о приостановке маркетинговой активности на рынке некоторыми компаниями. Ситуация совсем не выглядит критической — поставки, хотя и с удлиненной и более сложной цепочкой транспортировки, продолжаются, впрочем, как и испытания новых селекционных достижений». 

Открыто заявила о сохранении поставок в Россию компания Rijk Zwaan. Еще один из крупнейших поставщиков — Syngenta — также не останавливал регистрацию в России гибридов и сортов для защищенного и открытого грунтов, сообщил Forbes представитель компании. «В декабре 2022 года компания получила регистрацию на 16 гибридов/сортов, из них шесть — для защищенного грунта. Наши новые заявки на регистрацию в 2023 году поданы», — рассказали Forbes в компании.

 

У Тамары Решетниковой более пессимистичный взгляд. На решение компаний — производителей семян о продолжении поставок в Россию влияет не только позиция Минсельхоза, многие опасаются вторичных санкций и давлений со стороны правительств «недружественных» стран, уверена собеседница Forbes. По ее информации, полученной от участников рынка, уже поднимался вопрос о сокращении поставок и прекращении регистрации новых гибридов тепличных культур иностранными компаниями в России. «И несмотря на отсутствие официального запрета с обеих сторон, иностранные оригинаторы семян овощей уже перестали или в ближайшее время перестанут регистрировать новые продукты на территории России», — отмечает в беседе с Forbes Решетникова.

Уязвимый урожай

Какие риски в позиции Минсельхоза видят участники рынка? На стремительно меняющемся рынке трудно гарантировать исполнение заявленных планов, отмечает Решетникова: «Намерение — это одно, а количество реально зарегистрированных гибридов и сортов по истечению определенного срока — совсем другое. Стоит помнить, что ситуация на рынке меняется, порой мгновенно, и гарантировать исполнение каких-либо планов трудно, если речь идет, например, о вмешательстве государства в отрасль. В любой момент компаниям вновь придется пересматривать свои возможности и подход». В сельхозотрасли и не только, напоминает Решетникова, компании то принимали решение уйти, то смягчались и вновь решались в каком-то объеме присутствовать на рынке и т. д.

Если говорить про овощеводство в закрытом грунте, то здесь нет ни одного отечественного сорта и гибрида, подчеркивает источник на плодоовощном рынке, попросивший об анонимности. «Светокультура полностью зависима от поставок из-за рубежа, что логично — сами технологии также пришли оттуда, — рассуждает собеседник. — Также логично, что приостановка по какой-либо причине (вызванной решениями любой из сторон) поставок семян нанесет ощутимый урон отрасли. Нашим современным комплексам не с чем будет работать, комбинаты можно даже довести до банкротства, лишив их семенного материала».

Поставлять же в Россию можно только те семена, которые прошли регистрацию на территории страны, соответственно, все новые семена мировых производителей, которые только выходят на рынок и разработаны с учетом всех требований потребителей, производителей, а также имеют большую устойчивость к мутирующим вирусам и паразитам, могут стать недоступными, предупреждает Решетникова. По ее словам, «в тепличном бизнесе, как и любом другом, идти в ногу с мировыми достижениями — значит, стоять на месте, а отставать от них — катиться назад, и использование устаревающих гибридов уже скоро скажется на рынке и экономике предприятий.

Мировая селекция нужна не только для того, чтобы просто произвести овощи и обеспечить внутреннее потребление, но и для того, чтобы соответствовать мировым критериям качества и быть конкурентоспособными на глобальном рынке, — отмечает источник на плодоовощном рынке: «Сейчас произведенные в России овощи востребованы в других странах, было бы неправильно терять это преимущество».

 

В тепличных условиях

Специалисты признают: избавляться от импортозависимости в перспективе правильно, однако пока важно поддерживать максимально понятные и прозрачные отношения с партнерами, которые обеспечивают Россию семенным материалом для закрытого грунта. 

«У нас пока нет собственных селекционных разработок, — утверждает источник в отрасли. — Только строятся центры, на которые выделял деньги Минсельхоз, но ни один из них еще не введен в строй. И даже с момента начала работы пройдет не менее пять-шесть лет до появления первого продукта — именно столько выводится один сорт растения под светокультуру».

В вопросе господдержки следует выделить два важных пункта — это поддержка селекции и семеноводства, то есть размножение уже готовых гибридов, рассуждает Решетникова. «Если говорить о последнем, то производство семян импортной селекции (при условии ее предоставления) можно наладить, приложив хорошие усилия, за два-три года. Да, эти растения на светокультуре будут отставать от того нового, что появится за это время в мире, но не так сильно — в России сейчас присутствуют самые актуальные и современные гибриды, — говорит эксперт. — Селекция же развивается значительно дольше — это десятилетия, а иногда и более сотни лет опыта. И даже при самой мощной господдержке получить значимый результат в обозримом будущем тут не получится».

Предоставляемая же в настоящее время компенсация затрат от государства семеноводам, откровенно говоря, не сильно помогает, продолжает Решетникова: «Инвесторам возвращают 50% затрат, однако — а это ключевой момент — при условии, что финансовые затраты на производство 1 т семян составят максимум 1,39 млн рублей для объектов, вводимых в строй с 2022 года. Но семеноводство рассчитано на получение не большого объема, а продукции определенного качества, и измерять результат в тоннах в принципе нецелесообразно — расходы на создание теплиц оказываются более 400 млн рублей на гектар при сборе семян всего в 100 кг в год. Компенсация получается незначительной, в рамках 50 000–70 000 рублей на гектар, так что это трудно назвать помощью, и это совсем не мотивирует инвесторов», — резюмирует Решетникова. 

 

По информации «Ведомостей», недавно Минсельхоз начал собирать информацию от потенциальных инвесторов в тепличные комплексы, чтобы пересмотреть критерии господдержки, в том числе максимально разрешенный уровень инвестиций. Пока что уровень поддержки сложно назвать высоким. В прошлом году, отмечают «Ведомости», поддержку получили только три проекта по строительству селекционно-семеноводческих центров: компании «Курск агроактив», «Шойбулакский», «Био-тон» потратили на свои проекты 869 млн рублей, из которых получили компенсацию в 73,6 млн рублей. И ни одна из этих компаний не производит семена для овощей закрытого грунта, то есть выращивающихся в теплицах. 

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+