«Каннибалы» поневоле: как российские спорт-клубы справляются с нехваткой тренажеров
За I квартал 2023 года в Россию ввезли фитнес-оборудование на сумму около $14,2 млн — это почти на 40% ниже, чем в январе-марте прошлого года. В лидеры среди стран-импортеров по ввозу спортивного оборудования вошли Китай и Тайвань, на них сейчас приходится до 90% объема импорта. К такому выводу пришли эксперты Национального фитнес-сообщества (НФС), проведя исследование рынка тренажеров в России. С ним ознакомился Forbes.
«Прошлый год стал серьезным испытанием для отечественного рынка фитнеса. Из-за санкций рынок покинули около 10 из 50 крупных компаний из Европы и США. В их числе и известные поставщики премиального оборудования. Например, бренды Life Fitness, Precor, Cybex. Цены на европейское и американское оборудование, которое начали ввозить через третьи страны, выросли до 60%», — напоминает президент Национального фитнес-сообщества России Елена Силина.
По итогам 2022 года импорт фитнес-оборудования сократился на 33% и составил $152 млн. Силина говорит, что по объемам поставок рынок откатывается к показателям 2017 года. «Даже в ковидные годы импорт не падал так сильно. Безусловно, факторы падения — влияние санкций и отсутствие должного уровня развития внутреннего рынка, замещающего импорт», — считает она.
Каннибалы поневоле
По данным исследования НФС, на данный момент около 60% игроков российского фитнес-бизнеса испытывают сложности с сервисным обслуживанием уже имеющихся западных тренажеров. «Вышедшее из строя оборудование клубы ремонтируют силами местных специалистов и вне гарантийного обслуживания. Также невозможно найти запчасти для импортных тренажеров, поэтому одни операторы фитнес-клубов ищут новые каналы поставок в частном порядке, а другие поневоле занимаются «каннибализмом», используя комплектующие от других образцов техники», — поясняет Силина.
Это подтверждают владельцы фитнес-клубов. «В залах стоит оборудование из Америки и Италии, которое сейчас практически не поставляется. Тренажеры надежные, но поломки случаются. Конечно, можно попробовать заказать что-то из деталей, но поставка будет идти долго и обойдется слишком дорого. Отчасти приходится задействовать «каннибализм» или подкупать бывшие в употреблении тренажеры в тех клубах, которые разорились. Сейчас, правда, начали тестировать варианты хороших китайских аналогов», — рассказывает владелец сети Cold's fitness Сергей Кузнецов.
«Мы сталкивались с проблемами в ремонте европейских кардиотренажеров — беговых дорожек, велосипедов и эллипсов. Поставка деталей и запчастей к ним абсолютно не предсказуема. Например, вал к велотренажеру вместо двух недель ждали три месяца. В итоге пришло вообще не то, и тренажер до сих пор не работает. А тросики и ремни (в блочных тренажерах) меняем своими силами», — делится учредитель спортцентров «Фитнес–парк» в Туле и Рязани Александр Мамушкин.
«Запчасти на оборудование из США и Европы найти можно, они идут по параллельному импорту, но цены на них просто «дикие». Самое проблемное — замена блоков электроники. Могу предположить, что рынок постепенно будет переходить на китайские и российские аналоги», — говорит учредитель сети фитнес-клубов Екатеринбурга и Тюмени Drive Fitness Роман Вальчук.
Поставщики довольны
«С уходом американских и европейских брендов сам фитнес-рынок особо не потерял. Мы фиксируем рост импорта профессионального оборудования из Тайваня и Китая на 25%. Оно ничем не уступает по качеству, но обходится дешевле», — говорит директор по развитию компании-производителя и поставщика спортивного оборудования Hasttings Георгий Корягин. По его словам, одинаковые по мощности и характеристикам велотренажеры из Европы и Америки обходились клубам по 500 000 рублей, а китайский и тайванский обойдутся в 150 000 рублей и 250 000-300 000 рублей соответственно. Аналогичная ситуация и с беговыми дорожками: производства США стоит от 2 млн рублей, а аналоги из Китая уже 700 000 рублей и Тайваня — 1 млн рублей.
«Конечно, есть определенные трудности. Например, со стороны российской таможни стало больше дополнительных вопросов и запросов различной документации. Например, «почему этот тренажер должен столько стоить — обоснуйте». Хотя эту позицию возим много лет, и прежде таких вопросов не возникало. Еще из новых сложностей — появление заградительных барьеров по переводу валюты через российские банки в другие страны. Ввиду санкций большое число банков утратило возможность переводить доллары. Есть обходные пути, но они пока в процессе «допиливания», — делится Корягин.
По словам гендиректора компании-поставщика спортивного оборудования FitOn Сергея Иванова, рынок поставок разделился на две части: некоторые импортеры ввозят оборудование из Китая и Тайваня, другие — из Европы и США по параллельному импорту. Но ситуация с европейским и американским рынком непростая, потому что все время приходится проверять каналы поставки, сравнивать стоимость. «Мы сейчас работаем больше по китайскому направлению, но тоже есть сложности — скачки цен еженедельно до 30-40%, а платежи [осуществляются] в юанях», — сказал он.
Недоразвитый рынок
До санкционных ограничений доля спортивного оборудования российского производства в фитнес-клубах составляла всего 10%, свидетельствуют данные НФС. «При этом около 300 российских компаний-производителей специализируются в основном на силовом оборудовании (штанги, гири, гантели), инвентаре для групповых программ (пилатес-кольца, роллы, боди-бары, гимнастические коврики) и покрытиях. В линейке полностью отсутствует кардиооборудование (беговые дорожки, велотренажеры, эллиптические и гребные тренажеры), а также высокотехнологичные образцы с умными цифровыми мониторами контроля качества тренинга», — отмечает Силина.
По ее словам, производители в России готовы заняться замещением импортных тренажеров, в том числе кардиотренажеров, тренажеров для изоляционных упражнений, необходимых для физической реабилитации и социальной адаптации людей с инвалидностью, лиц с ограниченными возможностями здоровья, — а также перевести все процессы производства в Россию, но им нужны инвестиции и субсидии.
«Как поставщики импортного спортивного оборудования, и в условиях сегодняшних реалий, мы готовы рассмотреть открытие производства спортивных тренажеров и инвентаря, но с поддержкой в виде субсидии от государства», — говорит гендиректор компании Ultra Gym Олег Кудрин.
«В 2019 году наша группа компаний приступила к разработке отечественного кардиооборудования, наработки имеются. Но для запуска полного цикла производства необходимы инвестиции от 500 млн до 1 млрд рублей в зависимости от площади производства и товарной матрицы производимого оборудования», — заверил гендиректор группы компаний «Арни спорт» Павел Половников.
«Мы неоднократно обращались в правительство России с предложениями о поддержке производителей оборудования и инвентаря. В частности, просим распространить меры поддержки, аналогичные введенным для компаний сферы IT, внедрить пониженные тарифы на уплату страховых взносов, нулевую ставку налога на прибыль, снизить НДС на ввозимый товар из «дружественных» стран до 10%, предоставить льготное кредитование по ставке 3%», — отмечает Силина.
Кроме того, по ее мнению, необходимо внедрить законодательные акты, упрощающие участие коммерческих компаний в тендерах и госзакупках, объявляемых бюджетными организациям, а также обеспечить поставщиков и производителей спортивного оборудования государственными контрактами (минимально 1 млрд рублей) для развития импортозамещения и создания отечественных технологических производств.