Пассажиры попросили Минтранс решить проблему с ваучерами на отмененные авиарейсы
Пассажиры попросили Минтранс продлить сроки истекающих этой весной ваучеров на отменные из-за пандемии в 2020 году полеты или предоставить перевозчикам деньги из бюджета на возврат средств, пишет«Коммерсантъ». По разным оценкам, авиакомпаниям предстоит вернуть средства за билеты от 10 000 до 100 000 пассажиров. Долги авиакомпаний оцениваются на уровне 1,5–10 млрд рублей и выше
Общероссийское объединение пассажиров (ООП) обратилось к главе Минтранса Виталию Савельеву с просьбой решить проблему неиспользованных ваучеров за отмененные в пандемию авиарейсы. ООП предложило Минтрансу продлить срок ваучеров или решить проблему с возвратом денег, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на письмо от 20 марта.
Ваучеры были введены постановлением правительства в июле 2020 года. Они действовали три года, в этот период их можно было использовать на покупку нового билета. По истечении трехлетнего срока авиакомпании должны вернуть деньги пассажиров с процентами по ставке Центробанка. Авторы письма Савельеву сообщили, что пассажиры не могут вернуть деньги за неиспользованный ваучер у российских авиакомпаний и не могут из-за истекшего срока расходовать ваучер на покупку билетов. Объединение предложило предоставить адресную помощь авиакомпаниям из бюджета.
По словам главы ООП Ильи Зотова, объем возможной господдержки будет определен в Общественной палате после консультаций с авиакомпаниями. Речь может идти о более чем 10 000 пассажиров с истекшими ваучерами, сказал Зотов. Источник, близкий к Минтрансу, полагает, что авиакомпании должны вернуть деньги не менее чем за 100 000 билетов. Зотов уточнил, что использовать ваучеры в срок владельцы «не могли или не хотели» по разным причинам. Сейчас они не могут получить ответа на свои запросы после соответствующих обращений.
Юристы советуют обращаться в суд, если срок действия ваучера истек, а перевозчик затягивает возврат средств. Устойчивой практики по этому вопросу не сложилось, сказал соучредитель a.t.Legal Николай Титов. Адвокат коллегии «Ягупов и партнеры» Егор Филин напомнил, что Верховный суд в октябре 2020 года «предельно четко продемонстрировал солидарность с исполнительной властью»: он отказал в удовлетворении требований истца, требовавшего вернуть деньги в период действия ваучера. «Если продлевать действия ваучеров не будут, то вероятность достижения в суде благоприятного результата для потребителя крайне высока», — отметил Филин.
«Аэрофлот» в июне 2020 года сообщил, что оформил 100 000 заявок на ваучеры, но не отчитался об их погашении. Источник газеты в авиакомпании из топ-15 считает, что число переоформленных сертификатов в «Аэрофлоте» было выше: «перевозчик с существенно меньшим пассажиропотоком выдал более 55 000 ваучеров». Он предположил, что у «Аэрофлота» вернуть средства или погасить обязательства не вышло по техническим причинам: клиенты не подали заявок, а перевести средства на реквизиты карт, указанные при покупке, оказалось невозможно.
«Победа» стала единственной авиакомпанией, отчитавшейся о выполнении обязательств перед пассажирами. По ее данным, до июля 2021 года клиентам вернулись почти 1 млрд рублей, на 1,5 млрд рублей пассажирам были предоставлены новые билеты. В «Аэрофлоте» сообщили, что в полном объеме возвращают пассажирам средства и выплачивают проценты за неиспользованные билеты. Предложение внести поправки в постановление правительства в «Аэрофлоте» поддержали. «В первую очередь продление сроков действия ваучеров будет удобно пассажирам», — сказали в авиакомпании.
По данным «Аэрофлота», большинство ваучеров используется на приобретение авиабилетов. При продлении сроков клиент сможет выбрать, получить деньги или оформить авиабилет, отметили в авиаперевозчике. В «Уральских авиалиниях» сказали, что объем средств, которые предстоит вернуть пассажирам, составляет «существенную сумму», но случаев отказа вернуть долг в компании не было. Собеседник в одной из топ-5 авиакомпаний отметил, что «компенсация была бы крайне уместна с учетом пандемийных убытков отрасли».
Туроператорам в продлении отсрочки по возврату средств за несостоявшиеся из-за пандемии поездки отказали. По данным Российского союза туриндустрии (РСТ), долги туроператоров составляют 1,5–5 млрд рублей при исходной сумме в 44 млрд рублей. Другие собеседники на рынке оценили их в 7–10 млрд рублей. Вице-президент РСТ Дмитрий Горин назвал продление ваучеров весьма уместным решением. Авиаперевозка — неотъемлемая часть турпакета, а долги в туризме образовались из-за сложностей с предложением альтернативного равноценного продукта, сказал он. Часть средств туроператоры в 2020 году выплатили отелям, поставщикам и в том числе иностранным перевозчикам. Поддержка бизнеса государством остается более чем актуальной, резюмировал Горин.