Эксперты назвали неравномерный рост зарплат трендом экономики России
Макроэкономисты АКРА назвали неравномерный рост зарплат и дефицит рабочей силы трендами в экономике России в 2023 году. Среди других ключевых трендов, за которыми нужно следить, они перечислили снижение производства в нефтегазовом секторе, смену логистических цепочек и географии спроса на транспортные услуги, переформатирование автомобиле- и машиностроения, государственные мегапроекты
Рейтинговое агентство АКРА обновило свой макроэкономический прогноз на 2023 год: аналитики Дмитрий Куликов и Елена Анисимова ожидают, что реальный ВВП снизится на 1–1,5%. По их оценке, трендами процесса «структурной трансформации» российской экономики с разноплановой реакцией отраслей и территорий станут в том числе дефицит рабочей силы и неравномерный рост зарплат, сообщает РБК.
Авторы прогноза объяснили снижение годового ВВП после спада на 2,1% в 2022 году высокой базой по большей части первого квартала прошлого года, когда не начали действовать санкции против России. Уровень ВВП во втором, третьем и четвертом кварталах прошлого года был на 4–5% ниже, чем в январе—марте, отмечают экономисты. При возможном росте экономики во втором—четвертом кварталах 2023 года по отношению к соответствующим периодам предыдущего года этого не хватит для роста показателя по всем кварталам 2023 года.
В ноябре аналитики АКРА оценивали, что ВВП в 2023 году снизится на 2,8% при спаде на 4% в 2022 году. АКРА отмечает, что на прогнозный показатель повлияют такие факторы, как сокращение добычи и переработки в нефтегазовом секторе (1% дает минус 0,2 п.п. к ВВП); «слабоположительный» вклад госрасходов в прирост ВВП (0,5 п.п. в 2022 году); инфраструктурные инвестиции и строительство в интересах промышленности (вложения в изменения транспортной инфраструктуры и логистики).
Неравномерную реакцию отраслей и территорий на «структурную трансформацию» российской экономики, по мнению аналитиков, обусловят несколько трендов. Среди них макроэкономисты назвали:
- Дефицит рабочей силы и неравномерный рост заработных плат. Это, по оценке макроэкономистов, усилит отток населения «из малых агломераций в более крупные». Нехватку квалифицированной рабочей силы будут испытывать все крупные нестоличные города, дополнительные риски возникают в Новосибирской, Томской областях и других регионах.
- Снижение производства в нефтегазовом секторе на 3–5% по сравнению с показателем 2022 года. Восточносибирские месторождения будут разрабатываться относительно активнее, а в Ямало-Ненецком автономном округе и в некоторых регионах Поволжья и Западной Сибири производство скорее сократится.
- Изменения логистики и географии спроса на транспортные услуги и инфраструктуру. Бенефициарами этого могут стать южные приграничные регионы, в том числе порты Азово-Черноморского бассейна.
- Смена цепочек производства в автомобилестроении и новый импульс развития машиностроения в целом, включая ОПК. Регионы со значительной долей оборонной промышленности (Ростовская, Курганская, Свердловская, Брянская области) могут показать значительный рост совокупного индекса промышленного производства
- Приоритет для капиталовложений со стороны государства — территориально сконцентрированные инвестиции и мегапроекты. Относительное преимущество получают регионы и отрасли, обеспечивающие подобные уже начатые проекты, отмечается в прогнозе.
- Ускоренная «вертикализации» бюджетов и более интенсивное перераспределение бюджетных средств (рефинансирование коммерческого долга бюджетными кредитами или новые инфраструктурные кредиты со стороны государства). Этот процесс может позитивно повлиять на восточные и юго-восточные регионы России за счет направления государственных инвестиций на развитие инфраструктуры, считают в АКРА.
В периоды геополитической турбулентности всегда усиливаются межрегиональные колебания, отметил директор ИНП РАН Александр Широв. По его словам, региональная экономическая динамика примерно на 80% зависит от того, что происходит в экономике страны в целом, а на 20% — от специфики региона: структуры региональной экономики и внутренних факторов роста. Широв добавил, что проблема России не с количеством трудовых ресурсов в целом, а с нехваткой высококвалифицированной рабочей силы. Он считает, что российская экономика сильно нарастила расходы бюджета в 2022 году и начале 2023-го, что сокращает «потенциал дальнейшего наращивания»