Российский нефтегаз через год после начала «спецоперации»: что дальше
В 2021 году, по данным Центробанка, Россия экспортировала 232,6 млн т нефти, 114,5 млн т нефтепродуктов, 204,4 млрд кубометров природного газа и 66,1 млн т сжиженного природного газа (СПГ). Суммарная выручка от экспорта этих четырех основных российских энергетических товаров составила $243,8 млрд, а их доля в совокупном объеме экспорта страны — 49%.
До начала «спецоперации»* от импорта российских энергоресурсов сильно зависел Европейский Союз (ЕС). По подсчетам аналитического центра «Европейский совет по международным отношениям» (ECFR), в 2021 году страны ЕС получили 155 млрд кубометров российского газа, что составляет около 45% от общего объема импорта газа в ЕС. В позапрошлом году Россия была и одним из крупнейших поставщиков в ЕС сырой нефти (около 108,1 млн т, или чуть меньше трети всего европейского импорта), и нефтепродуктов — 91 млн т, или примерно 14% от потребностей региона.
Европа нашла замену российскому трубопроводному газу
Несмотря на амбициозные европейские планы декарбонизации (комплекс мер по сокращению выбросов парниковых газов), еще год назад казалось, что европейский рынок газа останется стабильным хотя бы до 2030 года, а аналитики разных стран доказывали, что и у России, и у Европы есть веские разумные причины продолжать взаимовыгодное сотрудничество и искать компромисс, вспоминает независимый аналитик Елена Ананькина. «В Европе закрывались угольные станции, строились ветропарки, устанавливались солнечные батареи и хранилища электричества, и считалось, что газовый «мостик» позволит Европе плавно и безболезненно перейти в низкоуглеродное будущее. А Россия, с ее уникальными запасами, давно построенной инфраструктурой, налаженными контрактами и зависимостью бюджета от нефтегазовых доходов, будет холить и лелеять нефтегаз как курицу, несущую золотые яйца, — говорит эксперт. — Но этот аналитический консенсус рухнул при столкновении с ошеломляющей реальностью». В чрезвычайных условиях 2022 года Европе удалось очень быстро найти замену российскому газу в основном за счет роста импорта СПГ под лозунгом «за ценой не постоим», резкого снижения потребления в промышленности и оттепели, говорит Ананькина.
В 2022 году поставки российского трубопроводного газа в Европу снизились почти вдвое — примерно до 80 млрд кубометров, отмечает ECFR. В то же время ЕС, по данным Kpler, увеличил импорт СПГ до 94,73 млн т в 2022 году с 57,27 млн т в 2021-м (из 1 млн т СПГ получается примерно 1,42 млрд кубометров газа после регазификации). Примерно 41% поставок, или 38,86 млн т, обеспечили США. Россия при этом стала вторым крупнейшим поставщиком СПГ в ЕС, экспортировав 15,12 млн т (аналитики Kpler особо упоминают, что большая часть этого СПГ поступила «от независимого производителя «Новатэк»). ЕС, сообщает ECFR, в прошлом году также увеличил импорт трубопроводного газа из Азербайджана (с 8,1 млрд куб. м в 2021 году до 11,4 млрд куб. м в 2022-м) и Норвегии — с 82 млрд куб. м до почти 90 млрд куб. м.
Как тратить меньше газа
ЕС удалось снизить потребление газа на 10-12% — из-за теплой осени и зимы, снижения температуры в помещениях, использования более экономичных топливных насосов для обогрева домов и сокращения промышленного производства, пишут аналитики ECFR.
Основной способ адаптации Европы к реалиям, кроме импорта СПГ по высоким ценам, — сокращение промышленного производства, считает эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. «Самое главное, что сделал Европейский союз, — это сократил производство энергоемкой продукции, — говорит он. — Европейская комиссия подавала это как результат своего регулирования, но на самом деле это было решение бизнеса, который заявил, что не может работать в таких сферах, как производство алюминия или азотных удобрений, при высоких ценах на газ и электричество».
С 15 февраля 2023 года в ЕС действует потолок цен на газ, который может быть автоматически запущен, если цена фьючерса на нидерландской газовой бирже TTF превысит €180 за МВт•ч, или примерно $2000 за 1000 куб. м, в течение трех дней и если разница цены на TTF и цены СПГ превысит в те же три дня €35. В случае запуска механизм будет действовать 20 рабочих дней, а если цены три дня будут ниже €180, потолок деактивируется. Нынешней весной ЕС также намерен начать совместные закупки газа в странах, в число которых Россия входить не будет. Пока же цены на газ на TTF находятся на уровнях, далеких от тех, при которых может быть задействован потолок: 21 февраля 2023 года мартовские фьючерсы на TTF торговались по €48 за МВт•ч по сравнению с пиком в €338 за МВт•ч 26 августа.
Нефть и нефтепродукты
ЕС ввел с 5 декабря эмбарго на импорт российской нефти морским путем и потолок цен на ее поставки в третьи страны в размере $60 за баррель. С 5 февраля действует аналогичный запрет на поставки нефтепродуктов и потолки цен на них для поставок в третьи страны. Потолки установлены на уровне $100 за баррель для дизельного топлива и других нефтепродуктов, торгующихся с премией к нефти, и $45 за баррель для нефтепродуктов, торгующихся с дисконтом.
В России официальные данные по экспорту нефти и нефтепродуктов в прошлом году стали закрытыми, но, по данным портала Portnews, морской импорт сырой нефти из России в ЕС снизился в 2022 году на 12,2% до 98,8 млн т со 112,5 млн т в январе-декабре 2021 года. В то же время импорт странами Евросоюза сырой нефти из США вырос на 43,1% до рекордных 51,4 млн т, отгрузки из Западной Африки выросли на 27,5% до 50,2 млн т, а поставки из стран Персидского залива увеличились на 76,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 34,2 млн т.
«Ведомости» со ссылкой на источники в Минэнерго сообщили, что экспорт российской нефти в Европу по трубопроводу «Дружба», не попавшему под санкции, в 2022 году вырос на 7% до 38,4 млн т. А аналитики Telegram-канала «Мои инвестиции» оценили российский экспорт нефтепродуктов в 2022 году в среднем в 2,6 млн баррелей в сутки. Из них более трети — 0,8 млн баррелей — поставлялись в Европу, составляя в отдельные месяцы около 40% европейского потребления, утверждают аналитики «Моих инвестиций». При этом накануне введения эмбарго Россия нарастила экспорт нефтепродуктов в Китай и некоторые другие страны.
Что с российским нефтегазовым сектором
По словам заместителя председателя правительства Александра Новака, общий экспорт газа из России в 2022 году снизился на 25,1% к предыдущему году до 184,4 млрд кубометров, в основном из-за отказа европейских стран от закупок. Снижение могло бы оказаться и более значительным, но его сгладило увеличение поставок в Китай на 48% до 15,4 млрд кубометров. Добыча газа в 2022 году снизилась примерно на 12%: до 673,8 млрд куб. м.
Экспорт СПГ из России вырос на 7,9% и достиг 45,7 млрд куб. м. Производство СПГ в России в 2022 году, согласно Росстату, выросло на 8,1%, до 32,5 млн т или 45,5 млрд куб. м в газообразном состоянии.
Добыча нефти в 2022 году выросла на 2% до 535,2 млн т, а экспорт на 7,6% до 242 млн т, хотя переработка снизилась на 3% до 272 млн т.
Каковы перспективы
Несмотря на санкции, добыча и экспорт российской нефти показали относительно хорошие результаты, говорится в февральском отчете Международного энергетического агентства (МЭА). России удалось перенаправить поставки сырой нефти в Азию. В январе, по сведениям МЭА, добыча снизилась всего на 160 000 баррелей в сутки по сравнению с уровнем, предшествовавшем началу «спецоперации», и на внешние рынки было отгружено 8,2 млн баррелей сырой нефти в сутки. В то же время Новак сообщил, что Россия планирует в марте добровольно сократить добычу нефти на 500 000 баррелей в сутки, а дальнейшее сокращение будет зависеть от ситуации на рынке.
Нефть оказалась почти вся перенаправлена, поэтому масштабного сокращения добычи до сегодняшнего дня не было, согласен Митрахович из Финансового университета. «Но весной будет сокращение добычи на 5% или на 0,5 млн баррелей в сутки, — говорит он. — Это связано с тем, что не хватает судов для перенаправления экспорта прежде всего нефтепродуктов. Их перенаправить сложнее, чем нефть, поскольку обычно у стран есть своя нефтепереработка и им выгодно самим перерабатывать нефть и получать нефтепродукты».
«Скорее всего, добровольное сокращение если не станет перманентным, то как минимум может сохраниться в среднесрочной перспективе, — полагает старший аналитик Альфа-банка Никита Блохин. — Добыча может сократиться, поскольку большая часть нефтепродуктов, которые ранее поставлялись в Европу, не смогут найти покупателя на внешних рынках. Вероятно, сократится переработка внутри страны, а на этом фоне и добыча. По-видимому, часть выпадающих объемов сырой нефти пойдет на экспорт». По оценке Блохина, снижение добычи нефти в стране по итогам 2023 года будет немного больше оценки Новака, но не превысит 6% по сравнению с 2022 годом. В то же время производство нефтепродуктов, по его мнению может упасть примерно на 20%.
Добыча и экспорт газа снизятся
Добыча газа в России в 2023 году неизбежно сократится: после взрыва на «Северных потоках», российских санкций в отношении трубопровода «Ямал-Европа» и сокращения экспорта через Украину, огромные объемы бывшего европейского экспорта просто некуда перенаправить, говорит независимый эксперт Елена Ананькина. «Если на пике 2018-2019 годов экспорт трубопроводного газа из России составлял около 200 млрд куб. м, то в 2023-м остается чуть больше 30 млрд куб. м в Европу, около 30 млрд куб. м в Турцию, а поставки в Китай планируется увеличить лишь до 22 млрд куб. м, — говорит она. — Даже после выхода газопровода «Сила Сибири — 1» на полную мощность, с учетом дополнительных 10 млрд куб. м, согласованных в 2022 году, экспорт трубопроводного газа из России в Китай составит всего 48 млрд куб м, а контракт на экспорт по «Силе Сибири — 2» пока так и не подписан. Большой вопрос, нужны ли Китаю эти огромные газовые объемы в принципе: китайская экономика замедляется, китайское руководство стремится диверсифицировать поставки энергоресурсов, а газ в китайском энергобалансе — капля в море».
Насколько России удастся нарастить экспорт СПГ, также пока непонятно: санкции осложняют логистику и поставки оборудования, добавляет Ананькина. Потенциал же роста внутреннего спроса на газ весьма ограничен: бума спроса на электричество ждать неоткуда без роста ВВП, новые газохимические проекты есть, но строить их без доступа к внешнему финансированию и технологиям трудно, дорого и долго, а сбыт и логистику придется строить с учетом санкционных ограничений и их возможных будущих изменений, полагает эксперт.
Китай, зависимость экономики которого от импорта газа составляет более 45%, мог бы потребить весь газ, который шел из России на европейский рынок, и он сделал бы это при наличии соответствующих инфраструктурных мощностей, но их нет, говорит эксперт межотраслевого экспертно-аналитического центра Союза нефтегазопромышленников России Ирина Кезик.
Перенаправить газ на другие рынки быстро невозможно, говорит Митрахович из Финансового университета. Он напоминает, что строительство новых газопроводов в частности в Китай займет много времени. «По «Силе Сибири — 2» пока даже контракт не подписан, есть проект газопровода через Казахстан, есть идея экспорта в Китай через Среднюю Азию, но все это пока планы, — рассуждает Митрахович. — Есть рост СПГ в планах, но нужна технология крупнотоннажного сжижения, а ее еще нужно создавать, что тоже занимает время».
Поступления в бюджет сократятся
Нефтегазовые доходы России хоть и выросли, по данным Минфина, в целом в 2022 году на 28% или на 2,5 трлн рублей к 2021 году и составили 11,6 трлн рублей, уже в январе сократились на 46% к январю 2021 года до 425,5 млрд рублей. Это связано в первую очередь с падением цен на российскую нефть и сокращением объемов экспорта природного газа. Если в январе федеральный бюджет недополучил 52,1 млрд рулей нефтегазовых доходов, то в феврале этот показатель может вырасти до 108 млрд рублей. Эту недостачу Минфин намеревается покрыть за счет продажи иностранной валюты на внутреннем рынке.
В прошлом году, когда цены на газ и нефть били рекорды, согласно прогнозам, бюджет должен был выручить 11,7 трлн рублей, а получил 11,6 трлн рублей, напоминает Кезик из Союза нефтегазопромышленников России. «На текущий год, согласно основным макроэкономическим показателям, нефтегазовые доходы должны составить 8,9 трлн рублей, или примерно по 745 млрд рублей в месяц, — говорит она. — Однако, как показали данные января, доходы составили всего 425,5 млрд, что, безусловно, стало следствием эмбарго на российскую нефть и снижения мировых цен на нефть и газ».
Несмотря на возможный рост спроса на нефть в Китае и подъем цен на газ в Европе, когда там вновь возникнет необходимость пополнить подземные газохранилища, прошлогодние рекорды цен вряд ли будут возможны, считает эксперт. «Не думаю, что нефтегазовые доходы смогут достичь запланированных показателей. Они будут на 35-40% ниже при текущих условиях», — сказала Кезик.
Госдума приняла 16 февраля предложенный правительством проект внесения поправок в Налоговый кодекс, которыми для целей налогообложения нефтедобывающих компаний изменится порядок определения цены на нефть для начисления НДПИ, НДД и акциза на нефтяное сырье. В среду 22 февраля документ утвердил Совет федерации. Он должен быть подписан президентом и вступить в силу в апреле.
Согласно законопроекту, если российская нефть Urals в апреле будет дешевле эталонной нефти Brent на $34 за баррель и больше, то для расчета налогов цена Urals будет браться в размере цены Brent за баррель минус $34. В мае цена будет равна цене Brent минус $31 за баррель, в июне — минус $28, а с июля — $25. Если дисконты на Urals будут меньше скидок, принимаемых для расчета налогов, налоги будут рассчитываться исходя из фактической стоимости Urals. По словам заместителя министра финансов Михаила Котюкова, новая формула расчета не должна повлиять на добычу нефти в России в 2023 году, но сможет принести в бюджет 600 млрд рублей.
Трудно представить себе, что на фоне всех геополитических бурь и колоссальной трансформации мировых энергетических рынков формулы российских нефтегазовых налогов будут стоять, как скала, считает Ананькина. «Если бюджету потребуется заместить выпадающие доходы, появляется колоссальный стимул изменить формулу, а если есть желание, найдется и возможность, — говорит она. — Какой бы ни была ситуация с бюджетом, у государства остается масса возможностей нарастить доходы или передать некоторые расходы неподотчетным внебюджетным структурам, окологосударственным или даже совершенно частным».
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.