Инвестиции на выходе: что осталось от калужского экономического чуда
В самом центре Калуги, у Гостиного двора, прямо под окнами областной Торгово-промышленной палаты, с утра каждой пятницы работает ярмарка выходного дня. Этакий фермерский базар с ассортиментом от колбасы до валенок. Среди прочих — палатка с французскими мягкими сырами. За прилавком худой седой мужчина — говорят, приезжает сюда каждую неделю, ни разу не пропустив. Оплатив покупку по системе быстрых платежей, корреспондент Forbes обратил внимание на имя получателя: Фредерик Уильм Франсуа П. Стало понятно, откуда у калужского фермера легкий акцент — француз. По словам самого Фредерика Пистона д'Обона, в России он больше 20 лет. Занимался логистикой — обеспечивал транспортировку и растаможку оборудования, в первую очередь для подмосковных заводов Coca-Cola и PepsiCo. В России ему понравилось — захотелось остаться. Женился здесь, сыну уже 18 лет, дочери — 14. Когда в 2014 году ввели запрет на ввоз продуктов из Евросоюза, решил заняться производством сыров. Благо дело знакомое — у родителей во Франции была сыроварня. Молоко покупает у партнеров в Боровском районе, а сама сыроварня в Обнинске. Поставляет сыр в рестораны, а также в магазины — например, по словам Фредерика, в гастроном московского ГУМа. Почему, объездив всю Россию, включая теплый Краснодарский край, он выбрал именно Калужскую область, сообщает с характерным французским прононсом: «У нас очень хороший контакт с администрацией. Люди очень добрые. Помогли нам. И мы можем работать спокойно».
Последняя фраза на самом деле малого, но все же иностранного инвестора очень точно объясняет предпосылки того, что когда-то назвали «калужским экономическим чудом». Заделу, благодаря которому удается пережить и нынешний уход части тех же самых иностранных инвесторов.
Якорь из Германии
«Я теперь живу в Калуге, беспартийный, рядовой!» — это из песни Александра Галича о судьбе диссидентов в Советском Союзе. Калуга здесь выбрана не случайно: город за стокилометровой зоной от Москвы, ближе которой в СССР нельзя было селиться «нежелательным элементам». Таким запрещалось жить и вблизи городов стратегического значения: Ленинграда (Санкт-Петербурга), Свердловска (Екатеринбурга), Горького (Нижнего Новгорода). А в Калуге — запросто. Этакое хоть и недалекое от столицы, но захолустье. И потенциал для вступления в рыночную экономику после развала СССР у региона был слабый: ни полезных ископаемых, ни промышленных гигантов, ни туристической привлекательности, как у городов Золотого кольца. Социальный атлас российских регионов Независимого института социальной политики показывает, что с 1996 до 2007 года кривая динамики промышленного роста Калужской области почти полностью сливалась на сводном графике с линиями Тамбовской, Курской и других областей Центрального федерального округа. Зато в 2008 году резкий скачок — обгон на 20%. А в 2011 году в составленном РИА рейтинге индексов промышленного производства Калужская область занимает первое место вообще среди всех регионов России с ростом 127,1% к 2010 году.
Предпосылки известны: в 2006 году в индустриальном парке «Грабцево» Калуги было начато строительство завода Volkswagen, который открылся уже в 2007 году, а в 2011 году выпустил трехсоттысячный автомобиль. За немецким концерном в «Грабцево» пришли производители Peugeot, Citroen, Mitsubishi, а также грузовиков Volvo. Подтянулись поставщики автокомпонентов, в частности Fuyalo Gass — китайский производитель автостекол.
Но самое главное, Volkswagen выступил якорным инвестором не только парка «Грабцево», а Калужской области в целом — его пример сработал рекомендацией для всех остальных. Иностранные компании начали открывать свои заводы по производству автокомпонентов и запасных частей, свои предприятия в регионе запустили западные фармацевтические гиганты, в 2008 году открылся завод Samsung стоимостью $250 млн.
В 2011 году на 300 000 жителей Калуги приходилось от 3000 до 8000 иностранцев. И заметная часть из них не только иностранные менеджеры непосредственно открывшихся предприятий, но инженеры-наладчики многочисленных поставщиков завозимого оборудования. Под экспатов в центре Калуги построили отели Best Western и пятизвездочный Sheraton, а гостиницу Ambassador, открытую прямо в «Грабцево», здесь называют фактически корпоративным отелем Volkswagen. В городе появились рестораны и бары европейского уровня.
Как рассказывал в марте 2022 года губернатор Владислав Шапша, в области работает около 300 предприятий с иностранным капиталом. По его словам, приостановили работу девять калужских производств иностранных компаний— преимущественно из автопрома.
Где не кидают инвесторов
«Когда в 2006-2008 годах региональная команда начала искать инвесторов, ездили с презентациями области на все международные выставки, и в России, и за границей. Упирали на два преимущества: близость к Москве и свободные площади. Но эффекта это почему-то не давало, — вспоминает в беседе с Forbes президент Торгово-промышленной палаты Калужской области Виолетта Комиссарова. — Тогда поняли, что с бизнесом нужно говорить на его языке».
Решили предлагать бизнесу конкретный продукт, упакованный по всем маркетинговым правилам, с дополнительными сервисными функциями. Систему сопровождения от точки входа (запрос о возможности) до запуска предприятия.
После приглашения консультантов, изучения опыта командой тогдашнего губернатора Анатолия Артамонова был выработан инвестиционный стандарт. По сути, пакет обязательств администрации региона перед инвестором: условия предоставления земли, подключения к коммуникациям, налоговые льготы и т.д. В том числе и обязательства по сопровождению. Но самое главное, что отмечали тогда первые пришедшие в Калужскую область предприниматели, «инвесторов тут не кидали» — все прописанные обязательства неукоснительно соблюдали, в том числе и с учетом сроков. В регионе выстроилась система сопровождения инвесторов — решения любых возникающих у них проблем на местах. «Артамонов просто давал бизнесменам свой телефон и говорил, чтобы с проблемами звонили лично ему», — вспоминает Комиссарова. По большей части именно эта комфортная среда, а не близость к Москве, определила инвестиционную привлекательность региона. Позже калужскую модель стали рассматривать как образец: в область зачастили гости из других областей страны для изучения опыта, а выработанные здесь нормативы стали основой для подготовки единого инвестиционного стандарта регионов. Как сообщили Forbes в правительстве области, за 17 лет активной инвестиционной политики было запущено 123 новых системообразующих предприятия, создано 32 300 рабочих мест, вложено более 1,4 трлн рублей инвестиций. По оценкам правительства области, регион и сейчас остается привлекательным для ведения бизнеса: в 2022 году было заключено 34 инвестиционных соглашения с совокупным объемом заявленных инвестиций более 106 млрд рублей и созданием почти 6500 рабочих мест. Правда, теперь в регион в основном приходят российские компании.
«Сидеть дома очень нравится»
Официальный дилер Volkswagen в Калуге располагается прямо напротив завода немецкого автопроизводителя в «Грабцево». «Новые» машины в салоне — без пробега, но выпуска еще начала прошлого года. По уверениям сотрудников, на складах пока еще есть запасы автомобилей немецкого бренда. Но тут явно уже готовятся к переходу на другой ассортимент: на продажу выставлены завезенные из Германии б/у автомобили Volkswagen T-Roc. Гигантская служебная парковка перед заводом заполнена менее чем на четверть. Неудивительно. Официально Volkswagen из России не ушел, но производство не работает с марта 2022 года. Как рассказал Forbes сотрудник завода, освобожденный председатель Межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация» (МПРА) Дмитрий Трудовой, год назад численность персонала составляла около 3900 человек. На данный момент уволилось всего около сотни человек — ушли в основном на получившие оборонные заказы местные радиолокационный завод «Тайфун» или «Калужский двигатель».
Про варианты «уволиться с компенсацией в семь зарплат» глава профсоюза не слышал — таких предложений администрация не делала. Уже год на работу ходят только офисные сотрудники, охрана и прочий персонал — 300-600 человек. Более 3000 человек «сидят дома», получая компенсацию за простой в размере 2/3 средней зарплаты. «Многим очень нравится, — замечает Дмитрий Трудовой. — Вот иду по торговому центру, вижу наших — охранниками, продавцами устроились. Кто-то пошел курьером в доставку. Знаю ребят, которые сколотили строительную бригаду. Если это работа не на полный рабочий день, сменная, то законодательству не противоречит». Аналогичная ситуация и на других заводах автокластера, также прекративших работу. Правда, там сотрудников было меньше: на «ПСМА Рус» (Peugeot, Citroen, Mitsubishi) — 1500 человек, на Volvo — 800.
По данным Калугастата, в 2022 году промышленное производство области упало на 19,3%. В первую очередь за счет остановки автомобильного кластера и завязанных на него поставщиков.
Volkswagen из России уходит — завод продается под выпуск автомобилей какой-то другой марки. Но вот кому и под какую марку, пока неизвестно — покупатель до сих пор не определился. По словам рабочих, на переговоры приезжали представители и Китая, и Казахстана, даже Австрии, не говоря уже о российских инвесторах. «По моим сведениям, есть загвоздка — Volkswagen в договор вносит пункт о своем праве выкупа завода назад через три года. Надеются на изменение политической ситуации, — рассказал пожелавший остаться неназванным сотрудник автоконцерна. — Получается, инвестору нужно рассчитывать хотя бы вложения отбить за три года. На это мало кто готов подписаться. Китайцы настаивали на 10 годах». К инвестициям здесь относится и выплата неустойки поставщикам: Volkswagen в начале 2022 года сделал заказы комплектующих, а потом не выбрал объемы.
«Кто бы сюда ни пришел, австрийцы ли, казахи, китайцы или наши, все равно автомобиль, скорее всего, будет китайский, — рассуждает Дмитрий Трудовой. — По опыту «Москвича» — это будет крупно-узловая сборка. Для нее не нужно столько народу, сколько сейчас на Volkswagen было занято «отверточной». Высока вероятность сокращения персонала».
Да, Volkswagen воспринимал Россию страной если не третьего, то точно второго мира. Профсоюзные активисты замечают, что в Калугу поставили конвейер современный по сравнению с советским наследием, но уже устаревший для Европы с точки зрения условий труда. «В Венгрии на Audi, в том же Volkswagen Group, рабочий на конвейере выполняет операции сидя. И не подлезает под кузов в неудобной позе — конвейер разворачивает к нему кузов под нужным углом, причем под каждую операцию по-разному, — комментирует Трудовой. — А сюда пришло оборудование образца 25-летней давности. Частично уже успевшее отработать в Европе».
Зато Volkswagen по соглашению с профсоюзом постоянно поднимал зарплаты. На момент остановки производства с учетом всех премий среднегодовая зарплата сборщиков составляла 60 000-65 000 рублей, сварщиков 70 000-75 000 рублей. При средней зарплате в Калуге около 48 000 рублей. И рабочая неделя была даже короче установленной законодательством — 38 часов.
«Немцы нас, конечно, не ласкали, но отечественный работодатель, а тем более китайцы или казахи точно лучше не будут, — замечают рабочие. — Хоть бы австрийцы пришли — их культура нам уже понятнее». У немцев, согласно корпоративному стандарту, был специальный отдел labour relations — по взаимодействию с профсоюзом. Ни от российских, ни от китайских работодателей таких церемоний не ожидают.
Калужское «аблъко» от чеха
С недавних пор в экскурсионную программу «Путешествия на родину трех цариц» в старинный Мещовск Калужской области добавлен еще один пункт: «Тайны чешского сидродела». В 2018 году семья гражданина Чехии Яна Йираско купила землю с полуразрушенными коровниками в деревне Торкотино, поставила на дороге указатель со старославянским названием «Аблъко» и занялась производством сидра. «Здесь 30 га земли, из которых 25 га у нас отведено под яблони для сидра, а остальное под тыкву, малину, красную свеклу — это для других напитков», — рассказывает Forbes Ян Йираско. К делу он подошел как профессиональный инвестор: учел не только качество почвы, подъездной дороги, рынок сбыта, но даже туристическую привлекательность соседнего Мещовска.
«Подтверждаю, инвесторов здесь сопровождают, — замечает Ян. — Мне очень помогает областное Агентство развития бизнеса с выходом нашего сидра на рынок».
Семья кредитами не пользуется — вложили свои деньги. 26 млн рублей в строительство производства, еще 15 млн рублей сейчас вкладывают в агротуризм — Ян демонстрирует уже почти законченные двухместные домики для приема гостей. Сейчас за год выпускают 150 000 л сидра из яблочного сока прямого отжима. А через два-три года планирует производить и 25 000 л пива. Приезжающих туристов «чешский сидродел» водит по заводу, а потом угощает не только сидром, но и «мещовским гусем» — с яблоками.
В высоких рабочих валенках Ян выглядит типичным российским фермером. Выдают его лишь чешские номера на огромном американском пикапе. А ведь еще какое-то время назад он носил костюм с галстуком, проводил конференции, участвовал в совещаниях, утверждал регламенты. С 2006 по 2012 год Ян был сотрудником калужского Volkswagen. «Сначала занимался запуском и техническим обслуживанием цеха окраски кузовов, — вспоминает он. — Потом был начальником группы технического обучения и профессионального образования — создал в Калуге систему дуального (предприятия совместно с вузом. — Forbes) обучения». Ян женился на калужанке, у пары родились дети. И чех остался здесь навсегда. «Политика корпорации в постоянной ротации менеджеров — каждые три года переводить в подразделение новой страны. А я не захотел, — рассказывает Ян. — Для этого даже перешел с технического обслуживания на профессиональное обучение. Но после очередного срока на одном заводе меня поставили перед выбором — или переводиться, или увольняться. Ну я и уволился». После ухода с Volkswagen Ян еще некоторое время занимался вопросами надежности и эффективности ремонтов — его приглашали крупные российские металлургические и горнодобывающие предприятия. Но потом все же решил готовить сидр.
Иностранцев, пожелавших применить свои компетенции в России после ухода западных работодателей, явно много не будет. Большинство уже уехали. Зато остаются выращенные ими местные кадры. «За эти годы благодаря внутрикорпоративному обучению подготовлено немало российских специалистов. Многие из них выучили иностранные языки — например, в Volkswagen знание немецкого предопределяло карьерный рост. Подтянули владеющих языками специалистов из других регионов, — заметил один из местных чиновников. — Это немаловажный фактор для привлечения новых инвесторов».
Затаившиеся под Калугой
Калужскую область для размещения производственных площадок выбрали и российские компании. Понятно, все стремились поближе к главному рынку сбыта — Москве. Но почему не Московская область, где площадей тоже достаточно, а Калужская, объясняли фразой вернувшегося в советскую Россию Яши Восьмеркина из кинофильма «Джек Восьмеркин — «американец»: «здесь не надо было платить за землю».
«Думала, область не соблюдет и половины пунктов оговоренных условий. А когда неожиданно выполнили полностью, я была в восхищении. Даже дорогу построили прямо до ворот. В моей жизни такое впервые», — рассказывает Натэлла Павлова, совладелец фабрики обоев «Деко-Групп». Фабрика построена в особой экономической зоне «Людиново», за 140 км от Калуги, на границе с Брянской областью. Вместе с мужем Натэлла начинала бизнес в 1995 году — сейчас семье принадлежит крупнейший в России импортер обоев компания «Евро Декор». С 2014 года разрабатывали дизайны и заказывали обои под своей маркой на российских фабриках, а в 2019 году начали строительство собственного производства в «Людиново». По словам Павловой, проект обошелся примерно в 3 млрд рублей, из которых только 1,3 млрд рублей кредитные, а остальные личные.
Немецкая обойная линия — печатная машина размерами с грузовой вагон. Полный автомат: на входе заложил огромный рулон «бумаги» (флизелина) — на выходе получаешь уже скрученные и запечатанные в полиэтилен рулончики обоев с этикетками. В цехе таких машин две — каждая обошлась около €5,5 млн. Общий годовой объем производства сейчас 10 млн рулонов евроразмера (или 5 млн рулонов российского широкого стандарта).
«На самом деле мы заказали пять таких машин, — замечает Натэлла. — Запустили вот эти две. И ждали еще три. Но запустились-то мы 20 февраля 2022 года. Дальше санкции — немцы-наладчики еле до нас доехали. А эти три машины мы получить не успели. И сейчас рады, что не успели — что бы мы с ними теперь делали. Спрос упал, людям не до ремонтов. Да и в соседних странах, Азербайджане, Таджикистане и других, куда мы экспортируем, тоже спад».
Напротив обойной фабрики другой резидент «Людиново» — компания «Агро-Инвест». Это проект ГК «Авилон» — известной в первую очередь как крупный автодилер. На 105 га здесь построены стеклянные теплицы с дополнительным искусственным освещением. «В своем формате мы самые крупные в России — больше 80 га на одной площадке ни у кого нет, — рассказывает генеральный директор «Агро-Инвеста» Игорь Гурский. — При этом 62 га теплиц не под обычными лампами дневного света, а с LED-освещением — здесь мы мировой лидер». В 2022 году теплицы «Людиново» произвели 70 000 т овощей — в основном томатов и огурцов, которые закрывают в Центральном федеральном округе 20% от общего потребления округа. Покупателям продукция компании известна под брендом «Мое Лето».
Корреспондента Forbes проводят по космического вида гигантским теплицам с кучей электроники и живыми шмелями в качестве естественного опыления. Заодно демонстрируют и сердце всего комплекса — энергоблок, на котором символом надежности значится производитель: Rolls-Royce.
Еще один резидент «Людиново» — завод австрийской компании Kronospan. Продукция — древесно-волокнистые плиты для производства мебели и ламината. Завод запустился в декабре 2021 года. Инвестиции первой очереди проекта составили 15 млрд рублей. «Австрийцы, естественно, уходить очень не хотят, — объясняет один из местных экспертов. — Возможно, им и удастся проскочить и мимо санкций, и мимо имиджевых потерь. Все-таки не такой гигант у всех на виду, как Volkswagen или IKEA. Сейчас затаились — сидят тихо. Но от планов дальнейшего расширения вряд ли отказались».
Не ушел из Калужской области и корейский Samsung. В июне прошлого года в СМИ прошла информация, что остановленный было завод снова начинает работу. Якобы его продукция поставляется только на экспорт в соседние страны, а оттуда легко может реэкспортироваться в формате параллельного импорта. «Samsung пока проводит профилактические работы на предприятии, в производственных помещениях. Могу предположить, что они размышляют», — рассказал мне местный чиновник, пожелавший остаться неназванным.
Таких тихо работающих иностранных компаний в Калужской области довольно много. Не только сами не делают заявлений, но и даже чиновники, некогда гордившиеся каждым заметным инвестором, стараются их не упоминать.
«При условиях, в которых сейчас находится наша страна и бизнес, лучше всего ориентироваться на поговорку: «Счастье и деньги любят тишину». Сегодня также это относится к бизнесу, — замечает Виолетта Комиссарова. — В иное время пиар мог бы быть уместен, но точно не сегодня».