ГТЛК запланировала продать 37 застрявших за рубежом Boeing и Airbus
ГТЛК хочет продать 37 застрявших за границей самолетов Boeing и Airbus, переговоры ведутся с тремя потенциальными покупателями. 90% заблокированных за рубежом воздушных судов — 33 самолета — находятся в Европе. Эксперты сомневаются в возможности продать самолеты из-за санкций
Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) рассчитывает продать 37 частично заблокированных за границей самолетов Boeing и Airbus, которые принадлежат ее зарубежным «дочкам». Об этом в интервью «Ведомостям» сообщил гендиректор GTLK Europe Роман Лядов. Всего у ГТЛК три иностранных «дочки» — GTLK Europe, GTLK Asia и GTLK Middle East, в августе – сентябре 2022 года Лядов покинул две из них, но сохранил пост гендиректора в GTLK Europe.
GTLK Europe создана в Ирландии в 2012 году, в том числе под запросы «Аэрофлота», но находила и европейских клиентов. На начало 2022 года портфель компании составлял около $4 млрд. В 2021 году чистая прибыль GTLK Europe достигла $25 млн, операционная прибыль — $44,7 млн, выручка — $360 млн. Три компании образуют зарубежную платформу ГТЛК для развития международного лизинга авиационного и водного транспорта GTLK Global Business. Под европейские санкции структуры ГТЛК попали в апреле 2022 года; в августе блокирующие санкции против зарубежных структур ГТЛК ввели США.
По словам Лядова, в собственности трех зарубежных структур — 74 самолета, 37 из них находятся в России и продолжают эксплуатироваться российскими авиакомпаниями. 37 самолетов — за рубежом, они «частично заблокированы». Представитель ГТЛК уточнил, что большая часть самолетов за рубежом — это Boeing 777 и 737, есть Airbus 321, 320 и 319. 33 воздушных судна, 90% заблокированных самолетов, по словам Лядова, «физически находятся в Европе». Четыре самолета находятся в финансовом лизинге (с правом выкупа у авиакомпании), по остальным подписаны договоры операционной аренды. Переговоры о продаже самолетов ведутся с тремя лизинговыми компаниями, сообщил Лядов, не уточнив с какими именно.
На реализацию сделки, по оценкам топ-менеджера, может уйти несколько месяцев. «Мы рассматриваем несколько сценариев, включая и этот. В первую очередь компания исходит из того, что актив должен сохранять свою стоимость и генерить доход», — сказал глава GTLK Europe. К большинству самолетов компания не может даже подойти: в таком доступе иностранные аэропорты отказывают из-за санкций, добавил он. Санкциями компании запретили получать любые услуги.
По мнению исполнительного директора отраслевого агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, продажа активов для зарубежных «дочек» ГТЛК – «оптимальный сценарий». По его словам, сколько заблокированные самолеты потеряли в цене за период простоя, зависит от того, были ли они должным образом законсервированы перед длительным хранением. Эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов полагает, за за девять месяцев простоя самолеты «могли потерять от 20 до 50% стоимости».
По словам партнера, руководителя практики разрешения споров компании «Никольская консалтинг» Алексея Панича, единственный вариант реализовать сделку с замороженными активами — получить соответствующие лицензии на совершение операции у местного регулятора (к примеру, центробанка Ирландии или OFAC в США). В такой лицензии, как правило, указываются определенные параметры того, что именно можно делать, стоимость имущества и куда могут быть направлены полученные деньги, отметил юрист.
С достаточно высокой долей вероятности сделка с арестованным имуществом может быть попросту не признана странами, которые ввели в отношении ГТЛК санкции и где находятся самолеты, считает управляющий партнер Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин. По его мнению, такая сделка может быть сочтена и притворной, то есть совершаемой именно с целью снятия ареста с имущества.