«Система» заинтересовалась покупкой завода Volkswagen в Калуге
АФК «Система» заинтересовалась покупкой калужского завода Volkswagen, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источники. По их словам, АФК рассчитывает привлечь в проект казахстанского автопроизводителя Allur, который в том числе занимается выпуском автомобилей и имеет китайских акционеров, связанных с выпуском Volkswagen в КНР
АФК «Система» ведет переговоры о приобретении калужского завода у Volkswagen, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источники. По их словам, АФК рассчитывает привлечь в проект казахстанского автопроизводителя Allur. В «Системе» и Allure отказались от комментариев.
Продажа активов третьей стороне — один из возможных вариантов, но никаких решений не принято, сообщили в «Фольксваген Груп Рус». Немецкая Frankfurter Allgemeine Zeitung в октябре 2022 года со ссылкой на источники сообщала, что VW рассчитывает найти покупателей на завод в России или Китае. В отчетности Volkswagen Group за третий квартал говорилось о намерении концерна продать определенные компании в России, возможно, грузовое подразделении Traton и Porsche. У VW в Калуге есть завод двигателей. С марта 2022 года площадка в Калуге находится в простое.
У казахстанской компании Allur есть китайские акционеры. Основным владельцем (51%) группы в 2020 году была C&J Ned Auto B.V., ею владеют китайские China National Machinery Import & Export и Anhui Jiangqi Investment. Последней компании принадлежит юридическое лицо, через которое в России работает китайский автопроизводитель JAC. Jiangqi Holdings работает с VW в Китае. 27,48% в Allur — у председателя совета директоров компании Андрея Лаврентьева, 16,52% — у Юрия Цхая, 5% — у государственного Банка развития Казахстана.
Два собеседника газеты рассказали, что схема взаимодействия казахстанской и российской сторон в сделке не определена. По их словам, на заводе в Калуге может быть продолжен выпуск имеющихся моделей. Volkswagen, в отличие от большинства европейских автоконцернов, в своей отчетности называет нынешний кризис российско-украинским конфликтом, и его позиция по взаимодействию с Россией мягче.
АФК «Система» планирует за счет сделки создать машиностроительный холдинг, сказал один из собеседников газеты. В «нулевые» годы у «Системы» было СП по сборке грузовиков Volvo в Зеленограде. По словам другого собеседника, интерес к сделке проявляют игроки с Ближнего Востока и Китая с прицелом на выпуск VW или близких моделей. Об участии АФК в сделке этот источник не слышал.
По словам автомобильного аналитика Владимира Беспалова перезапустить завод можно через партнеров Volkswagen в дружественных странах — производителей комплектующих из Турции и КНР — для минимизации санкционных рисков. Сергей Удалов из «Автостата» сомневается в возможности прямых поставок от VW через Казахстан или казахстанскую компанию. Ранее собеседники газеты говорили о попытке Volkswagen перезапустить завод за счет поставок компонентов из Турции. ЕС может трактовать такие схемы как обход санкций, которые ограничивают ввоз в Россию комплектующих стоимостью свыше €300.
Немецкий автомобильный концерн Volkswagen Group остановил производство на российских заводах в Калуге и Нижнем Новгороде 3 марта 2022 года. В конце мая Autonews (проект РБК) узнал, что концерн не будет возобновлять производство автомобилей в ближайшем будущем. В конце июля источники «Газеты.ru» и «Ведомостей» рассказали, что Volkswagen начал подготовку к продаже завода в Калуге.
Собеседники Forbes говорили, что продажа завода — один из возможных сценариев. Один из них уточнил, что Volkswagen видел, что произошло с финансовыми показателями Renault после ухода из России и не хочет повторения его судьбы. По его словам, руководство Volkswagen рассматривает альтернативные сценарии: например, работу через Казахстан. В начале июля Volkswagen объявил о закрытии офиса в Нижнем Новгороде и сокращении 60 сотрудников, сославшись на «высокий уровень неопределенности». В июне концерн предлагал сотрудникам нижегородского офиса уволиться с выплатой шести окладов.