Общественники инициировали проверку Ассоциации европейского бизнеса на «иноагентство»
Общественники попросили Минюст проверить Ассоциацию европейского бизнеса, созданную в 1995 году для защиты прав иностранных инвесторов, на наличие признаков иностранного агента. В обращении инициаторов проверки утверждается, что большинство стран и компаний, которые представляет ассоциация, публично раскритиковали политику России, а сама ассоциация принимает деньги из-за рубежа
Общественники попросили Минюст проверить Ассоциацию европейского бизнеса (АЕБ) из-за критики политики России и поступлений из-за рубежа на наличие признаков «иностранного агента». Об этом пишут «Известия» со ссылкой на внутренние документы министерства и обращение к нему «Общественной потребительской инициативы» (ОПИ). Проверка велась с 12 января, планировалось завершить ее 3 февраля.
Глава ОПИ Олег Павлов в беседе с газетой отметил, что АЕБ «открыто выступает против нужных государству инициатив, например, против легализации параллельного импорта». Он добавил, что АЕБ продвигает идеи, которые «ущемляют потребительские права граждан». ОПИ напомнила в своем письме, что осенью просила министерство включить АЕБ в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.
В Минюсте 2 февраля сообщили, что проверяют деятельность АЕБ, на тот момент проверка не была завершена. В созданную в 1995 году для защиты прав иностранных инвесторов в России ассоциацию входят более 500 компаний из стран Европы, Японии, США, Южной Кореи и Турции. В их числе — IKEA, Mercedes-Benz, Bacardi, Nike, Hyundai, Coca-Cola, банк Credit Suisse, OBI, Metro, Procter & Gamble и другие международные компании. Организация декларирует «приверженность цели укрепления экономических связей между ЕС и Россией, а также стремление улучшить инвестиционный климат РФ».
АЕБ обращается по различным вопросам к российским властям и представляет свою позицию. Например, в августе 2021 года организация раскритиковала приговор по уголовному делу основателя фонда Baring Vostok Майкла Калви. В сентябре 2022 года она попросила власти ввести мораторий на взыскание штрафов из-за несоблюдения сроков гарантийного ремонта автомобилей. В самой АЕБ отметили, что являются ключевым представительством европейских и международных инвесторов в стране, но как любая НКО обязаны соблюдать все требования Минюста.
В своем письме ОПИ указывает, что АЕБ получает средства из-за рубежа, от иностранных граждан и юридических лиц, которые учреждены иностранцами. Общественники полагают, что большинство зарубежных государств и организаций, чьи интересы представляет ассоциация, открыто высказали в отношении России негативную позицию. АЕБ участвует в политической деятельности, а часть организаций, которые входят в нее, покинули Россию, отмечается в обращении.
По мнению вице-президента российской структуры Международного комитета защиты прав человека Ивана Мельникова, инициатива ОПИ предсказуема, а Минюст, скорее всего, признает АЕБ иноагентом, так как действующее законодательство содержит для этого все предпосылки. По словам Мельникова, бизнес-объединения «в основном пытаются найти диалог» и зачастую служат для России союзником. Они пытаются «вывести бизнес из-под политики», но рискуют получить статус иностранного агента, отметил Мельников.