Не время отдыхать: в январе неожиданно оживился спрос на вторичное жилье
Участники вторичного рынка жилой недвижимости рассказали Forbes о неожиданно высокой активности покупателей в январе. Обычно в этот месяц интерес покупателей невысок, поэтому продавцы и риелторы порой даже временно снимают объекты с продажи. Так они поступили и в этом году, но не угадали — покупатели начали звонить и ходить на просмотры квартир еще до конца каникул.
Приятная неожиданность
Рассказывая о высоком уровне активности, которую потенциальные покупатели проявили в январе, все собеседники Forbes подчеркнули, насколько нетипично такое поведение для первого месяца года.
«Январь оказался аномально активным, — констатирует управляющий директор сети «Миэль» Александр Москатов. — Мы сейчас фиксируем уровень спроса, сопоставимый с показателями ноября прошлого года. Для января это высокий показатель».
«Интерес покупателей выше, чем, например, в январе прошлого года, — добавляет юрисконсульт офиса «Академическое» «Инком-Недвижимости» Наталья Киселева. — Многие ожидали гораздо худшего положения дел на вторичном рынке».
«Состояние рынка в последние месяцы можно охарактеризовать фразой «правил больше нет», — иронизирует независимый риелтор Евгений Коноплев. — Все ждут традиционно горячий декабрь — а он случается никаким, потом все ждут такого же вялого января, а уже со второй декады пошли звонки, показы, просмотры... И все свои оценки и прогнозы корректируют на ходу».
«Активность потенциальных покупателей (число целевых действий с объявлениями на нашей площадке) находится на высоком для конца января уровне и соответствует значениям конца октября и ноября прошлого года», — добавляет руководитель «Циан.Аналитики» Алексей Попов.
Речь идет о спросе на уровне звонков и показов, уточняют собеседники Forbes. В статистике Росреестра эта неожиданная активность отразится в феврале, когда договоры будут заключены и пройдут регистрацию.
«Статистика Росреестра наверняка будет крайне умеренной, так как сейчас только готовятся сделки, а регистрация пройдет в феврале, — объясняет Коноплев. — Но уже понятно, что январь опроверг пессимистические ожидания».
«В этом январе изменилось поведение покупателей — теперь они начали быстрее выходить на сделки», — уточняет управляющий агентством недвижимости «Вишня» Сергей Вишняков.
Статистика Росреестра обычно выходит в середине месяца, следующего за анализируемым.
Эффект реального дисконта
Активность покупателей обусловлена хорошими дисконтами, которые предлагают продавцы, и большим выбором, полагают эксперты, опрошенные Forbes.
«Продавцы стали лояльнее относиться к торгу, к тому же весь 2022 год они понемногу снижали цены, — рассуждает Вишняков из агентства «Вишня». — Это совпало с ожиданиями покупателей: цены пришли к определенному уровню, который им показался интересным, плюс возможен торг, поэтому нет смысла ждать и нужно покупать».
«Жизнь сейчас кипит там, где цена на объекты адекватна состоянию рынка, а состояние рынка сейчас — классический рынок покупателя», — добавляет риелтор Коноплев.
«Средняя цена предложения — 276 700 рублей за кв. м (минус 1,3% за год), — уточняет Киселева из «Инком-Недвижимость». — Средний размер дисконта на массовом рынке по-прежнему от 5% до 10%».
«В конце января 2023 года средняя цена квадратного метра на вторичном рынке в Москве составила 302 000 рублей, в Московской области — 156 000 рублей, — подсчитал Попов из «Циан.Аналитики». — В обоих случаях речь идет о номинальных ценах предложения. Этот показатель продолжает снижаться. В месячном выражении он потерял 0,9% в столице и 0,1% в Подмосковье».
«В бюджете до 10 млн рублей просят скидки в размере 7-8% от заявленной стоимости квартиры, в бюджете выше 10 млн желаемый дисконт достигает 15%, — уточняет руководитель агентства недвижимости «Pro обмен», вице-президент «Гильдии риелторов Москвы» Екатерина Никитина. — Встречное предложение [дисконт] со стороны продавцов значительно ниже, и в результате по итогам января средний уровень скидок на вторичном рынке для квартир массового сегмента находился на уровне 4-6% от стартовой цены объекта».
Не успели к пирогу
Продавцы едва успели откликнуться на неожиданный спрос.
«В среде агентов по недвижимости существует теория, что в первый месяц года лучше снимать свои объявления о продаже с рекламы, так как она неэффективна, — объясняет Никитина из «Pro обмен». — В начале декабря в открытой продаже было представлено 64 350 лотов, на первое января их осталось 55 700».
«На январские праздники собственники не то чтобы снимают объекты с экспозиции, но снимают с рекламы, и обыватель их просто не видит», — уточняет Москатов.
«Люди отдыхают, проводят время с родными и не хотят заниматься показами квартир, — объясняет Вишняков из агентства «Вишня». — Выход квартир на рынок набирает обороты после середины января».
В этом году покупатели начали звонить по объектам буквально с первых дней.
«Показы и просмотры начались с 5 января. По итогам месяца можно сказать, что работа была активной и по продаже, и по покупке», — рассказывает Летенков из «Агентства инвестиций в недвижимость Москвы».
«Звонки пошли уже начиная с третьего января, а затем просмотры и первые сделки», — добавляет Никитина.
Продавцы успели отреагировать. «По сравнению с январем 2022 года в январе 2023-го количество предложений значительно выросло, мы оцениваем рост предложения примерно в 40%», — говорит Москатов из «Миэль».
«Объем активного предложения после естественного резкого снижения на праздниках на 15% вернулся к фоновым значениям, характерным для конца прошлого года, — примерно по 45 000 лотов и в Москве, и в Подмосковье», — добавляет Попов из «Циан.Аналитики».