Мошенничество, клановые связи и игры инвесторов: что вызвало падение Adani Group
Индийский миллиардер Гаутам Адани еще в начале года был самым богатым человеком Азии и занимал третью строчку в списке богатейших людей мира. Принадлежащая ему промышленная группа Adani Group, как писала Financial Times, росла «головокружительными темпами»: по данным Bloomberg, рост Adani Enterprises за пять лет составил 2500% — в основном благодаря скорости, с которой конгломерат открывал новые компании. Так же стремительно росло и состояние Адани. По оценке Forbes, оно увеличилось с $8,9 млрд в 2020 году до $125 млрд к январю 2023-го.
Всего одной публикации от занимающейся короткими продажами инвестиционно-исследовательской компании Hindenburg Research, обвинившей Адани в махинациях с акциями, хватило, чтобы акции компании резко пошли вниз — за три дня они подешевели почти на $70 млрд, а сам миллиардер опустился с третьей строчки в рейтинге Forbes, отслеживающем состояние миллиардеров в реальном времени, на восьмую. В официальном рейтинге 2022 года, для которого использовались данные по состоянию на март прошлого года, Адани занимал 11-ю строчку с состоянием $90 млрд. Сейчас, по данным Forbes, оно сократилось на 30% и составляет $88 млрд.
В чем обвиняют Adani Group
Как пишет Bloomberg, активист-шортселлер (так называют инвесторов, занимающихся короткими продажами и пытающихся при этом влиять на цену компаний) Натан Андерсон, который стоит за компанией Hindenburg Research, «затеял свою самую крупную игру», ее мишень — Гаутам Адани. Издание отмечает также, что это выдающийся шаг для Андерсона, так как сравнительно небольшая компания Hindenburg до сих пор не нападала на компании такого размера, как Adani Group.
В опубликованном 106-страничном расследовании говорится, что Adani Group проворачивает «крупнейшую аферу в корпоративной истории»: конгломерат якобы замешан в массовых махинациях с ценными бумагами и бухгалтерским учетом. В отчете также выдвинуты обвинения в отмывании денег, краже средств налогоплательщиков, коррупции, создании офшорных подставных организаций, а также в давлении на государственные органы Индии и свободу печати.
Конгломерат заявил, что отчет Hindenburg не соответствует реальности, и выпустил опровержение на 400 с лишним страницах, в котором утверждается, что Adani Group соблюдает все местные законы, а также что доклад представляет собой «вредоносную комбинацию избирательной дезинформации и устаревших, необоснованных и дискредитирующих утверждений». Кроме того, в опровержении сказано, что это не просто атака на конкретную компанию, но и продуманное нападение на Индию, независимость, целостность и качество индийских общественных институтов, а также на рост и амбиции этой страны. По этим причинам группа компаний рассматривает возможность судебного иска.
Аналитики Hindenburg на это ответили, что реакция Adani «в значительной степени подтвердила выводы и проигнорировала ключевые вопросы» их исследования. Они также сообщили, что считают Индию динамично развивающейся страной, а Адани пытается прикрываться национальными идеями: «Мы считаем, что будущее Индии сдерживается Adani Group, которая задрапировала себя в индийский флаг, систематически грабя нацию».
Hindenburg Research — компания инвесторов-активистов, которые профессионально «разоблачают» публичные компании. От обычных шорт-селлеров они отличаются тем, что прикладывают усилия, чтобы спровоцировать снижение акций компаний, против которых делают ставки. Короткие позиции в Adani Group инвестиционная компания раскрыла одновременно с публикацией скандального отчета.
Компания не в первый раз выжидает пика капитализации, а затем публикует разгромный отчет: в 2020 году по аналогичной схеме был обвинен производитель электрогрузовиков Nikola. По данным Fortune, на том скандале Hindenburg Research могли заработать до $263 млрд.
В Hindenburg Research заявили, что готовы к иску со стороны Adani Group. По их словам, любые юридические действия, предпринятые против них, будут необоснованными. «Если Adani настроена серьезно, она также должна подать иск в США, где мы работаем. В процессе судебного разбирательства мы намерены потребовать множество документов», — заявили в Hindenburg Research.
Bloomberg отмечает, что компания Hindenburg Research открыла ящик Пандоры и теперь угроза касается не только Индии, но и всех развивающихся рынков.
Что представляет из себя Adani Group
Флагманская компания Adani Enterprises, в основе которой был сырьевой торговый бизнес, появилась в 1988 году. Сейчас, помимо сырья, конгломерат занимается разработкой электроэнергии, горной добычей, обслуживанием портов и аэропортов, пищевой и даже оборонной промышленностью. На данный момент более 60% доходов конгломерата связаны с добычей угля. С другой стороны, именно с именем Адани связывают развитие возобновляемых источников энергии в Индии благодаря построенным компанией солнечным электростанциям.
Конгломерат активно участвует в развитии экономики и инфраструктуры Индии. Ему принадлежат контрольные пакеты акций аэропортов Мумбаи и Нави Мумбаи, а в 2020 году фонд Адани пожертвовал $13 млн для борьбы с пандемией COVID-19. Как пишет Bloomberg, империя Адани сейчас затрагивает практически все сферы жизни в Индии: она поставляет в дома электроэнергию и газ, является провайдером Wi-Fi, ей принадлежат порты и аэропорты. «1,4 млрд граждан Индии живут и дышат тем, что делает Adani Enterprises», — утверждает издание.
Глава компании Гаутам Адани известен тесными связями с премьер-министром Индии Нарендрой Моди и правящей партией страны. После того как Адани в августе прошлого года объявил о намерении купить 29% индийского медиахолдинга NDTV, индийская пресса выражала опасения, что это приведет к ограничению свободы слова в стране. Некоторые СМИ считают, что именно дружба Адани с Моди помогает Adani Group выигрывать государственные тендеры. И Адани, и Моди подобные обвинения отрицают.
Hindenburg Research были не первыми, кто заявил о проблемах Adani Group. В августе 2022 года CreditSights, подразделение Fitch Ratings, предупредило, что конгломерат перегружен долговыми обязательствами, в случае худшего сценария его может ждать дефолт. Обвинялась группа компаний и в отмывании денег — управление налоговой разведки Индии также обнаружило офшорные сети на Маврикии.
В 2019 году компанию обвиняли в махинациях с долговыми обязательствами: индийское новостное агентство Scroll.in опубликовало расследование сделок Adani Group, в том числе о том, как организации, принадлежащие Adani, «проводили множественные переводы денег между собой в виде кредитов и погашений».
Вброс или попытка защитить инвесторов?
После публикации исследования акции компаний холдинга несколько дней падали. Бумаги Adani Transmission Ltd. рухнули на 9%, еще 7% потеряли акции производителей цемента ACC Ltd. и Ambuja Cements Ltd, акции Adani Ports упали на 19%.
Инвесторы и аналитики также озабочены высоким уровнем долга в зарегистрированных на бирже подразделениях империи. Так, общий долг шести компаний Адани — Adani Enterprises, Adani Green Energy, Adani Ports, Adani Power Ltd., Adani Total Gas и Adani Transmission — сейчас составляет как минимум $24,7 млн. Внимание к этим цифрам привлек отчет Hindenburg Research: «Даже если вы проигнорируете результаты нашего расследования и примете финансовые показатели Adani Group за чистую монету, семь ее ключевых листинговых компаний имеют 85%-ный убыток исключительно из-за заоблачных оценок».
Аналитик «Алор Брокер» Андрей Эшкинин при этом отмечает: «Компании, подобные Adani, сращенные в стране с чиновниками высочайшего уровня, не могут в одночасье оказаться банкротами — это было бы равносильно политическому банкротству семьи Моди». Эшкинин полагает, что исследование Hindenburg можно считать вбросом: «В компаниях такого масштаба легко найти множество финансовых изъянов, и подобные публикации сразу вызывают сильную эмоциональную реакцию, а заниматься фактчекингом у аудитории ресурсов не хватает». С другой стороны, американский инвестор-миллиардер Билл Экман написал в Twitter, что он считает отчет Hindenburg Research заслуживающим доверия и чрезвычайно подробным.
«Корпоративная структура конгломерата Adani действительно весьма запутанная, оценка многих ее компаний может быть весьма творческой, — отмечает профессор ВШЭ и автор телеграм-канала bitkogan Евгений Коган. — Когда флагман группы дорожает на порядок относительно допандемийного уровня (в том числе благодаря оценке активов), это вызывает подозрения в том, все ли там чисто. Ведь империя Adani — не IT-стартап. Впрочем, энергетический кризис пошел им на пользу, как и логистические решения. Но все равно рост подозрительно резкий». При этом по большинству фактов Адани может предъявить отчетность или аудиторские заключения, указывает Коган.
В самом Adani Enterprises считают, что отчет был намеренно опубликован 24 января — незадолго до публичного размещения Adani Enterprises, холдинговой компании группы, которая планировала привлечь $2,5 млрд. Это размещение считается крупнейшим FPO (Follow-on Public Offering — допэмиссия) в истории Индии. Оно стартовало 27 января и закрылось на второй день на фоне слабых настроений инвесторов. По данным Bloomberg, к 31 января Adani получила заявки на 85% от всех размещенных акций. Самая крупная из заявок — $400 млн от международного холдинга Абу-Даби IHC. Якорная часть предложения, на которую приходилось 30%, была закрыта на прошлой неделе.
Для продажи акций требуется не менее 90%, иначе, по законам Индии, эмитент должен будет вернуть полную сумму обратно. Эшкикин подчеркивает, что отчет Hindenburg Research действительно не случайно был выпущен перед FPO: «На это и был нацелен обзор Hindenburg, и он достиг своей цели — предложение акций Adani может оказаться сорвано, его придется либо переносить, либо смириться с низким спросом на бумаги».
Adani Group сообщила, что сразу после завершения публичного размещения акций будет проведен независимый аудит компаний группы.
Финансовый директор Adani Group Джугешиндер Сингх опубликовал заявление, в котором сказал: «Мы шокированы тем, что Hindenburg Research опубликовала отчет 24 января 2023 года, не пытаясь связаться с нами или хотя бы проверить информацию». При этом он продолжает утверждать, что ни один крупный акционер не вышел из Adani Group.
«Книгу заявок в последний момент удалось заполнить, — говорит Коган, — но ситуацию спасли институциональные инвесторы, которые и ранее были связаны с Adani. Розничные инвесторы, на которых рассчитывали организаторы размещения, интереса не проявили. И они правы. Не понимая до конца реальной картины, лезть в эту заваруху слишком рискованно. Вряд ли сейчас в планы Адани входит обман инвесторов, но долгов у его империи действительно может быть больше, чем ему хотелось бы».
Некоторые эксперты сомневаются, что отчет нанесет Adani Group какой-либо серьезной ущерб. Например, Тим Бакли, управляющий директор Climate Energy Finance, сказал The Guardian, что финансовая реструктуризация в Adani, произошедшая до пандемии, сделала ее менее восприимчивой к шокирующим новостям, но отчет, вероятно, убедит некоторых инвесторов отказаться от поддержки конгломерата.
Евгений Кузнецов, генеральный директор венчурного фонда Orbita, думает, что масштабных последствий у скандала не будет: «Все быстрорастущие компании на развивающихся рынках малопрозрачны, полны разнообразных схем и практик, балансирующих на грани мошенничества. Или уверенно эту грань перешагнувших». Эксперт подчеркивает, что для большинства инвесторов изложенное в отчете Hindenburg — не новость, а попытки вовлечь в скандал политические круги Индии носят скорее характер пиар-эскалации со стороны Hindenburg Research. Более того, Кузнецов считает, что индийскому рынку полезно проходить такие периоды турбулентности, чтобы повысить прозрачность и стандарты деятельности: «До сих пор этот рынок сложен для активного мирового капитала, там все слишком мутно и опирается на скрытые семейные и клановые связи. Если Индия хочет стать заметным игроком в мировой экономике, ей придется расстаться с подобными практиками».
С юридической точки зрения, считает управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин, возможны два варианта развития событий: официальное расследование деятельности Adani Group со стороны властей Индии или они же предъявят обвинения в манипулировании рынком ценных бумаг в адрес Hindenburg Research. «Есть, впрочем, и третий вариант — ситуацию постараются замять. С учетом значимости Adani Group для экономики региона, а также того эффекта на котировки, который произвела публикация, такой сценарий можно назвать наименее вероятным», — уверен Федюкин.