К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Запад готовится ввести ограничения на российские нефтепродукты: к чему это приведет

Фото Christophe Gateau / Getty Images
Фото Christophe Gateau / Getty Images
Страны Коалиции ценового ограничения в составе «Большой семерки» (США, Германия, Япония, Великобритания, Франция, Италия и Канада), Европейского союза и Австралии с 5 февраля готовятся ввести эмбарго на импорт российских нефтепродуктов и ценовой потолок для их перевозки в третьи страны. Forbes выяснил, чем это грозит российским производителям и самой Европе

В пятницу, 20 января, заместитель министра финансов США Уолли Адейемо провел онлайн-встречу со своими коллегами по коалиции. Участники договорились ввести два потолка цен на российские нефтепродукты: один потолок для тех, что торгуется с премией к сырой нефти (дизельное топливо или газойль), другой — для торгующихся со скидкой (например, мазут). «Такой подход позволит лучше откалибровать политику ограничения цен на нефтепродукты, учитывая широкий диапазон рыночных цен, по которым эти продукты продаются», — говорится в сообщении Минфина США по итогам встречи. Уровни потолков цен еще предстоит установить, хотя времени до введения ограничений остается очень мало — определиться нужно до 5 февраля.

Уровень потолка цен на нефть в размере $60 за баррель был объявлен за три дня до его вступления в силу. На следующий день, 21 января, министр финансов США Джанет Йеллен признала, что западные страны, работающие над введением ограничений на российские нефтепродукты, испытывают сложности. «Всегда есть вероятность, что что-то может пойти не по плану, но мы очень внимательно изучили рынки и верим, что нам удастся принять комплекс ограничений», — сказала Йеллен журналистам в ходе визита в Сенегал.

Минфин США также указал, что ценовые ограничения не будут распространяться на перевозки нефтепродуктов российского происхождения при условии их погрузки в танкеры до 5 февраля и выгрузки в порту назначения 1 апреля.

 

Сколько потолков

С точки зрения международной торговли нефтепродуктами Россия, прежде всего, крупный экспортер дизельного топлива и топочного мазута, сказал Forbes заместитель директора Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев. «Этим объясняется, почему двойной потолок цен отталкивается именно от рынков этих нефтепродуктов, игнорируя, например, рынки бензинов или авиакеросина, — говорит аналитик. — Вариант с некой единой предельной ценой на нефтепродукты был изначально непроходным, поскольку мазут стоит примерно в 2,2 раза дешевле дизельного топлива».

Объединение в одну группу моторных топлив не столь критично, полагает Белогорьев. Хотя дизельное топливо в Роттердаме в последнее время стоит  дороже автомобильного бензина и дешевле авиакеросина, различия в их ценах составляют всего 5-10%.

 

Европа — крупнейший потребитель

«Европа сейчас зависит в первую очередь от российского дизельного топлива, поставки которого составляют около половины всего ввозимого в ЕС дизеля, — рассказывает cтарший аналитик Альфа-банка Никита Блохин. — ЕС также придется искать альтернативу другим российским нефтепродуктам, от которых он зависит в меньшей степени: авиакеросину, бензину и мазуту». 

В России официальные данные по экспорту нефти и нефтепродуктов в прошлом году стали закрытыми, но аналитики Telegram-канала «Мои инвестиции» оценивают российский экспорт нефтепродуктов в 2022 году в среднем в 2,6 млн баррелей в сутки. 0,8 млн баррелей в сутки из них отправлялись в Европу. «В отдельные месяцы российские нефтепродукты составляли около 40% европейского потребления, — пишут аналитики «Моих инвестиций». — На эти цели уходило до 16% российской добычи».

Накануне введения эмбарго и потолка цен на нефтепродукты Россия резко нарастила их экспорт. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), в декабре экспорт только дизельного топлива из России вырос до многолетнего максимума в 1,2 млн баррелей в сутки, из которых 720 000 баррелей в сутки предназначались для ЕС. Всего декабрьский экспорт нефтепродуктов из России МЭА оценила в 3,1 млн баррелей в сутки.

 

В первой половине января при среднем уровне 2,5 млн баррелей в сутки морского экспорта нефтепродуктов из России почти половина (1,2 млн баррелей в сутки) по-прежнему шла в Европу, указывает Белогорьев из Института энергетики и финансов. Из этого объема, по его данным, свыше 55% приходилось на дизельное топливо, 20% — на мазут и менее 25% — на другие нефтепродукты: газойль, нафту и бензин. Керосин в последние месяцы 2022 года в Европу не поставлялся, говорит он.

Что будет с российскими нефтепродуктами

Аналитики полагают, что в результате мер, которые намеревается принять Коалиция ценового ограничения, Россия будет вынуждена сократить экспорт нефтепродуктов. «По нашему мнению, экспорт нефтепродуктов в текущем году может составить около 2,2-2,3 млн баррелей в сутки, что на 15-18% ниже уровня 2022 года», — пишут эксперты «ПСБ аналитики».

В отличие от нефти потоки которой в значительной мере удалось перенаправить на азиатские рынки, перенаправить экспорт нефтепродуктов, поставляемых в ЕС, будет ощутимо сложнее, полагает аналитик ИК «Финам» Сергей Кауфман. «Индия и Китай, являющиеся ключевыми покупателями российской сырой нефти, в нефтепродуктах практически не нуждаются. Они не заинтересованы в том, чтобы отдавать маржу нефтепереработки российским компаниям, — говорит Кауфман. — Найти другие достаточно крупные рынки, на наш взгляд, будет непросто».

«Европейское эмбарго само по себе означает, что российским компаниям придется активно демпинговать, чтобы побороться за рыночные ниши в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки, — говорит Белогорьев из Института энергетики и финансов. — Начиная с 5 февраля провал в экспорте, вызванный эмбарго, может составить 0,8 млн баррелей в сутки и больше. В отличие от просадки экспорта нефти в декабре, которую во многом уже удалось отыграть, перспективы перенаправления выпадающих объемов нефтепродуктов на другие рынки весьма туманны. Это означает сокращение нефтепереработки. Не востребованная ею нефть может быть теоретически поставлена на экспорт».

Что будет с экспортом российской нефти

После вступления в силу ограничительных мер на нефтепродукты структура российского экспорта углеводородов может измениться — вероятно, что вырастет доля сырой нефти, для которой проще найти рынки сбыта, полагает  Кауфман из «Финама».

 

Россия, скорее всего, будет замещать в экспорте нефтепродукты нефтью, согласны аналитики «Моих инвестиций». «Можно полагать, что покупателями дополнительных объемов российской нефти выступят Индия и Китай, которые имеют мощности НПЗ, достаточные, чтобы возместить выпавшие объемы поставок из России на европейском рынке нефтепродуктов», — полагают эксперты.

Российские производители после 5 февраля, скорее всего, увеличат поставки сырой нефти на рынок и снизят долю производства нефтепродуктов, согласна аналитик по товарным рынкам «Открытие Инвестиции» Оксана Лукичева.

«Свободными нефтеперерабатывающими мощностями, помимо России, обладают только страны Персидского залива, Индия и Китай, способные существенно нарастить объемы экспорта на рынок, — отмечает Блохин из Альфа-банка. — Скорее всего, именно за счет дополнительных поставок  из этих стран Европе удастся компенсировать выпадающие объемы российского экспорта».

Об опережающем росте дополнительных поставок китайских нефтепродуктов на рынок ЕС ранее сообщал Bloomberg, ссылаясь на предварительную статистику за последний квартал прошлого года. Наращивание экспорта из Индии и Китая в направлении ЕС может привести к пропорциональному росту объемов переработки, что, в свою очередь, подстегнет спрос на сырую нефть в регионе, полагает Блохин. Обе эти страны рассматривают возможность увеличить импорт сырой нефти из России, что позволяет предположить, что львиная доля роста спроса на нефть со стороны перерабатывающих предприятий будет удовлетворяться за счет российских поставок. Именно с этой целью Китай увеличил квоту на импорт сырой нефти для своих независимых НПЗ в конце прошлого года. «В денежном выражении, скорее всего, дополнительные поставки сырой нефти не смогут полностью компенсировать выпадающие доходы от экспорта нефтепродуктов из России, однако в объемном выражении, скорее всего, компенсировать соответствующее снижение выработки нефтепродуктов все-таки удастся», — заключает Блохин. 

 

Обходные пути

Экспорт российской нефти также может быть поддержан с помощью разных способов обхода западных санкций. По сообщению Bloomberg, в Сингапуре спрос на резервуары вырос из-за роста интереса трейдеров к смешиванию дешевой нефти из России с нефтью из других источников, что помогает скрыть российское происхождение топлива. Операции по смешиванию российской нефти для дальнейшего экспорта по всему миру проводятся и в Объединенных Арабских Эмиратах, пишет Bloomberg.

Агентство сообщает, что в подобных схемах могут участвовать и другие страны. Например, в декабре импорт нефти из Малайзии в Китай составил 1,3 млн баррелей в сутки, что, по данным Bloomberg, почти втрое превышает малайзийскую среднесуточную добычу за первые девять месяцев 2022 года. По данным Telegram-канала «Нефть и капитал», все больше танкеров уходит из России без конечного пункта назначения, а в Средиземном море нефть перегружается на другие суда.

Кто заменит Россию

«У Европы есть три пути справиться с дефицитом нефтепродуктов: увеличить импорт из других стран, увеличить внутреннее производство и снизить потребление, — полагает Лукичева из «Открытие Инвестиции». — Вероятнее всего, будут использоваться все три метода». Европа вынуждена будет больше импортировать дизельного топлива из США, Китая, Индии и стран Ближнего Востока, премии на эти поставки и сроки доставки увеличатся, в результате вырастут цены на топливо внутри ЕС, говорит аналитик. 

Наиболее очевидными поставщиками дизельного топлива в Европу видятся Саудовская Аравия и Кувейт, полагают эксперты «ПСБ аналитика». По их данным, Саудовская Аравия сможет поставлять в Европу 0,4-0,5 млн баррелей в сутки, а Кувейт — примерно 0,16 млн баррелей в сутки за счет ввода в эксплуатацию новых НПЗ. Еще одним ключевым поставщиком может выступить Индия, которая уже поставляет в Евросоюз 0,226 млн баррелей в сутки, замедлив или вообще прекратив поставки на азиатский рынок, и в состоянии поднять этот объем до 0,3-0,5 млн баррелей в сутки.

 

Еще 0,33 млн баррелей в сутки может добавить Турция, которая, как и Индия, сократила экспорт в Азию, перенаправив объемы в страны Европейского Союза. «Можно констатировать, что альтернатива российскому дизельному топливу у ЕС есть — указанные страны вполне могут закрыть выпадающие российские объемы, — пишут аналитики ПСБ. — В то же время Россия может увеличить поставки сырой нефти в Азию и на Ближний Восток, в первую очередь для НПЗ в Индии и Турции».

Крупнейшими альтернативными источниками дизеля для ЕС уже сейчас стали США, страны Персидского залива, а также Турция, Китай и Индия, которые, вероятно, продают в ЕС переработанную российскую нефть, говорит Кауфман из «Финама». «В первой половине января поставки российского дизеля в ЕС сократились примерно до 450 000 баррелей в сутки, и пока все идет к тому, что перечисленных выше источников хватит для замены российского дизеля, — говорит аналитик. — Как показал пример со сжиженным природным газом (СПГ), ЕС за счет своей платежеспособности может успешно конкурировать за свободные объемы на мировом рынке, перекупая их у более бедных стран».

Купировать риски возникновения физического дефицита нефтепродуктов, особенно дизельного топлива, могут Китай и отчасти страны Ближнего Востока, согласен Белогорьев из Института энергетики и финансов. «Нефтепереработка Китая вообще может стать главным бенефициаром европейского эмбарго, став, вопреки географии, одним из ключевых поставщиков нефтепродуктов на европейский рынок, — говорит эксперт. — Но раскачка китайского экспорта требует времени. Это создает в краткосрочной перспективе риски роста мировых цен на нефтепродукты, который может перекинуться и на рынок сырой нефти».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+