Производители йогуртов предупредили о риске дефицита загустителей для них
Производители йогуртов предупредили о нехватке пищевых модифицированных крахмалов, которые используются как загустители. Поставки ингредиентов из Евросоюза остановились из-за санкций, а внутреннее производство сдерживает нехватка сырья. Проблему решают за счет изменения рецептур и роста себестоимости йогуртов
Производители йогуртов, выпуск которых сократился на 16% за три квартала 2022 года из-за снижения спроса, предупредили о риске дефицита используемых как загустители пищевых модифицированных крахмалов. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источник в среди производителей молочных продуктов.
По его словам, нехватка может затронуть кукурузные крахмалы, которые нужны для производства йогуртов и пудингов. Собеседник газеты добавил, что эти ингредиенты в основном ввозились из западных стран, но поставки из Евросоюза прекратились в 2022 году из-за санкций. Остановка поставок из Европы грозит сокращением производства десертов и йогуртов — найти замены в других странах сложно, а в России подобных крахмалов выпускается недостаточно.
Другой источник в молочной индустрии отметил, что проблема острее стоит для отдельных категорий, но для большинства продуктов завозные ингредиенты можно заменить альтернативными. Вместо модифицированных кукурузных крахмалов в качестве загустителя может использоваться сухое молоко, добавил еще один источник на рынке. Он отметил, что сухое молоко — это биржевой товар, поэтому стоимость производства йогуртов с его использованием будет выше. В крупных производителях йогуртов Danone (бренды «Активиа», «Даниссимо»), PepsiCo («Чудо»), Ehrmann (Epica, Fruttis) комментарии не предоставили.
По данным президента Ассоциации предприятий глубокой переработки зерна («Союзкрахмал») Олега Радина, в 2021 году в Россию ввезли около 71 000 т пищевых модифицированных крахмалов, а произвели 9000 т. Глава «Союзкрахмала» рассказал, что такие ингредиенты в России выпускают два завода общей мощностью около 50 000 т в год. Загрузить площадки полностью сложно из-за нехватки сырья, уточнил он: пищевые модификации крахмала выпускаются из особых восковидных сортов кукурузы, которая должна выращиваться на отдельных полях, а для модификации также нужен уксусный альдегид, выпускаемый ограниченно только одним госпредприятием.
В Viola рассказали, что начали искать альтернативных поставщиков в начале весны 2022 года и перешли на местный кукурузный крахмал и одобрили несколько производителей из азиатских стран. По словам представителя Viola, есть возможность и параллельного импорта ингредиента от некоторых европейских производителей, но такой способ сопряжен с рядом рисков. Запасов достаточно, а разработка решений с локальными производителями продолжается. В ГК «Эфко» сказали, что подразделение «Еда будущего» нашло альтернативу крахмалу из Европы и выпускает густые растительные йогурты в штатном режиме с запасом сырья на более чем полгода вперед.
Собеседник газеты на молочном рынке считает: чтобы снять риски дефицита нужно упростить выдачу разрешений на импорт семян кукурузы нужных сортов. Это позволит, по его мнению, нарастить их производство. По словам Радина, в регионах России планируется ввод новых мощностей для выпуска до 45 000 тонн в год различных модифицированных крахмалов с индексом Е. По данным Национального союза производителей молока и Milknews, в январе—сентябре 2022 года выпуск йогуртов сократился на 16%, до 534 000 т год к году.
Генеральный директор Streda Consulting Алексей Груздев сказал, что более 70% рынка йогуртов в России приходится на пять игроков, включая PepsiCo и Danone. По словам Груздева, молочная отрасль в целом адаптировалась к сложностям с наличием ряда ингредиентов. Некоторым компаниям пришлось менять рецептуры и экстренно тестировать новых поставщиков, поэтому они столкнулись с ростом себестоимости выпускаемой продукции, добавил эксперт.