Средняя цена новых электромобилей в 2022 году снизилась почти вдвое
За 2022 год средняя цена новых электромобилей в России снизилась с 9,8 млн до 5 млн рублей. К такому выводу пришли аналитики платформы по покупке и продаже автомобилей Авто.ру. Сервис анализировал объявления на платформе в течение года (ежедневно там доступно более 400 000 объявлений).
Снижение цен на электрокары в Авто.ру поясняют их доступностью. «За год российский рынок пополнился китайскими электромобилями, а также вырос за счет появления российского Evolute и параллельного импорта, — пояснил руководитель группы исследований и клиентской аналитики Авто.ру Алексей Муханов. — Электрокары стали доступнее: если раньше на рынке были представлены в основном премиальные машины Tesla, Audi и Porsche, то сейчас привозят широкий спектр китайских. В прошлом году на платформе впервые появились китайские Skywell, Hongqi, Voyah, HiPhi и др. С помощью параллельного импорта в Россию начали ввозить и европейские модели, например Mercedes-Benz EQV и Audi Q5 e-tron».
Если в первой половине года около 95% моделей в продаже были из ценового сегмента дороже 5 млн рублей, то к концу года их доля сократилась примерно до 30%, продолжает эксперт. Наибольшая же доля, 40–45%, пришлась на электрокары за 3–5 млн рублей, остальные дешевле 3 млн рублей.
Электрокары с пробегом, наоборот, подорожали. По данным Авто.ру, их средняя стоимость поднялась на 14% — почти до 2,6 млн рублей. «В Россию по параллельному импорту начали поступать электромобили премиум-брендов, которые ранее не были представлены на нашем рынке, но пользуются популярностью у покупателей. Это, вероятно, объясняет незначительный рост цен в сегменте электромобилей с пробегом», — поясняет директор по коммуникациям ГК «Автодом» Анна Уткина.
Самыми популярными моделями с пробегом эксперты Авто.ру назвали Nissan Leaf, премиальные Tesla Model 3, Model S, Model X и Porsche Taycan, а также BMW iX и Volkswagen ID.4 и ID.6. В декабре на платформе появился новый электрокар российского производства Evolute i-Pro.
Предложение растет, спрос падает
По данным Авто.ру, в 2022 году число объявлений о продаже электрокаров, как новых, так и с пробегом, увеличилось вдвое.
Но спрос на электрокары, как и в целом интерес к покупке автомобилей, снизился, что заметно по количеству просмотров объявлений, говорит Муханов. К декабрю 2022 года трафик в сегменте новых электрокаров просел на четверть относительно января. В конце 2022 года контакты продавцов подержанных электрокаров смотрели на четверть реже, чем в начале года. Если же сравнивать с 2021-м, интерес снизился на 35%.
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2022 году продажи новых электромобилей в России упали на 62%, до 381 штуки. Это следствие падения авторынка в целом, а не снижения интереса к электрокарам, пояснили в АЕБ.
В 2023 году эксперты АЕБ прогнозируют резкий рост продаж новых электромобилей в России, до 15 000-16 000 штук, сообщил глава комитета автопроизводителей АЕБ Алексей Калицев на ежегодной автомобильной конференции 12 декабря. «Это достаточно серьезный результат. Это кратный рост, совершенно новый порядок», — сказал он.
В целом продажи новых легковых и легких коммерческих (LCV) автомобилей в России в 2022 году снизились на 58,8% и составили 687 000 штук.