Стивидоры попросили ФАС скрыть тарифы и отменить регулирование закупок
Ассоциация морских торговых портов предложила ФАС разрешить им не раскрывать информацию о тарифах и сборах и приостановить действие закона, регламентирующего закупки для субъектов естественных монополий. Операторы морских портов аргументировали свою просьбу тем, что осуществление закупок в условиях санкций стало затруднительным или невозможным, а раскрытие информации может нанести урон интересам российских компаний
Ассоциация морских торговых портов (АМТП) обратилась в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с просьбой дать возможность не публиковать информацию о тарифах и сборах и на время отменить для операторов морских терминалов действие закона федерального закона, регламентирующего процедуру закупок для госструктур и субъектов естественных монополий. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на письмо АМТП, его получение подтвердил представитель ФАС.
Свою просьбу АМТП объяснила тем, что в условиях «недружественных действий» иностранных государств планирование и осуществление закупок «стало крайне затруднительным или вовсе невозможным». В письме говорится, что подавляющая часть производственного оборудования в морских портах ввозилась из Европы, из-за санкций с ним возникают проблемы. Альтернативные поставщики в Азии, в том числе, в Китае, заключают прямые контракты и не работают по федеральному закону, отмечают в ассоциации.
По закону операторы терминалов как субъекты естественной монополии в морских портах обязаны проводить конкурентные процедуры закупок, то есть публиковать в Единой информационной системе (ЕИС) не только извещения о торгах, но и такие сведения, как стоимость закупаемых товаров и услуг, а также информацию об их поставщиках. По мнению портовых операторов, нужно в целях безопасности скрыть информацию о ценах на регулируемые виды работ и услуг, а также другие данные, необходимые для расчета этих тарифов и сборов.
По словам источника газеты в крупной стивидорной компании, такая информация может быть использована контрагентами из «недружественных» стран против интересов российских компаний — публикуемые показатели дают «четкое представление» о том, насколько эффективно работает терминал и т. д. Представитель ГК «Дело» (в стивидорное направление бизнеса компании входят холдинг «Делопортс» и оператор контейнерных терминалов Global Ports) отметил, что вывод стивидоров из-под действия закона о регулировании закупок позволит повысить эффективность закупочных процессов и снизить административную нагрузку. FESCO придерживается аналогичной позиции, заявил представитель транспортной группы.
Источник в одной из крупнейших металлургических компаний сказал, что инициатива ассоциации «сделает непрозрачной ценовую политику портов, которая и сейчас вызывает нарекания». Собеседник в другом грузоотправителе предупредил, что приостановка действия закона о естественных монополиях приведет к «неконтролируемому повышению ставок перевалки». «Грузов значительно больше, чем портовой инфраструктуры, и фактически их операторы имеют монопольное положение», – напомнил он.
Представитель ФАС сообщил, что служба готова обсуждать предложения совместно с представителями отрасли в рамках экспертного совета. По его словам, ведомство «понимает важность развития отрасли в текущей экономической ситуации с учетом изменения логистических цепочек, рынков сбыта и влияния внешнеэкономических факторов». Источник, близкий к АМТП, говорит, что ФАС сейчас контролирует, но не регулирует тарифы на услуги стивидоров. Обратная ситуация, по его словам, со сборами в бюджет Росморпорта, которые устанавливает регулятор. По словам портовика, в этой части операторы терминалов «полностью под контролем ФАС, что усложняет работу в нынешней ситуации, когда мы боремся за каждого клиента».
По мнению управляющего партнера юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрия Федюкина, при желании получить данные о грузах, которые приходят в российские порты и уходят из них, можно из других источников. Юрист признал «серьезной проблемой» обязанность публиковать в ЕИС данные о стоимости закупаемых товаров и услуг, а также информацию о поставщиках. Часть последних, по его оценке, «несет существенные риски даже в случае осуществления параллельного импорта». Руководитель проектов КА Pen & Paper Артем Копылов отметил, что риск приостановки действия закона в отношении операторов морских портов «может выразиться в устранении конкуренции в угоду "своим" поставщикам и подрядчикам», а «засекречивание» информации о ценах на регулируемые работы стать причиной дискриминационного подхода к партнерам и «иных злоупотреблений.