Недорогие малыши: фитнес-рынок прирастает за счет мини-студий и монопроектов
Количество открытых фитнес-клубов в России по итогам 2022 года превысило допандемийные показатели. К такому выводу пришли эксперты Национального фитнес-сообщества (НФС), проведя мониторинг рынка по заказу Forbes.
В текущем году открылось 587 новых фитнес-объектов, а закрылось 172, подчитали в НФС. Теперь суммарно по всей стране насчитывается около 8200 клубов против около 7800 в 2021 году (тогда было открыто около 400 заведений).
«Расцвет рынка фитнеса пришелся на допандемийный 2019 год, — вспоминает президент НФС Елена Силина. — Тогда в России существовало примерно 13 000 спортивных клубов, причем в тот год открылось 573 объекта, а закрылось всего 30. Дальше был провал. В 2020 году не открылось ни одного нового заведения, а по итогам года общее количество клубов сократилось до 9750».
От 1 млн рублей
По словам Силиной, сейчас на рынке фитнес-услуг происходит смена форматов. Раньше бизнес охотнее вкладывался в крупные клубы с как можно большим количеством предлагаемых услуг и функций. Теперь же прирост объектов рынка идет только за счет очень маленьких студий, монопроектов под какой-то из видов фитнеса и цифровых проектов. «Среди открытых в этом году фитнес-объектов бьют рекорды форматы от 50 кв. м до 500 кв. м», — говорит Силина.
Широкое развитие студийного формата закономерно, считает генеральный директор сети фитнес-клубов Drive Fitness Роман Вальчук. «Такие проекты требуют значительно более скромных вложений, да и рисков куда меньше, — поясняет он. — Лишних денег сейчас нет ни у кого. Прибавить проблему с поставками оборудования и тренажеров, которых из-за санкций сейчас просто неоткуда взять, а то, что можно найти, стоит в разы дороже, чем раньше».
«Студии — это неплохое решение в сложившейся ситуации неопределенности», — согласна и совладелица сети фитнес-клубов Good Gym Наталья Иванова. — При скромных вложениях можно открыть мини-объект и предоставлять услуги клиентам рядом с домом. Особенно этот вопрос актуален в новых жилых комплексах Москвы и в регионах. Такая студия полностью способна удовлетворять запросы клиентов на конкретные направления фитнеса — танцы, йога, бокс или детский фитнес».
Инвестиции в открытие студии (от 50 до 200 кв. м) Вальчук оценивает в диапазоне от 1 млн до 6 млн рублей, открыть же фитнес-клуб без бассейна (площадью 1500-1700 кв. м) обойдется примерно в 50 млн рублей, фитнес-клуб с бассейном (площадь от 3000 кв. м) стоит от 80 млн рублей.
Большие и маленькие
Большой бизнес пока воспринимает мини-студии скептически. «Такие студии открывают в основном тренеры, которые ранее работали в клубах и свой бизнес не вели, — считает генеральный директор сети фитнес-клубов «СССР» Сергей Савинов. — У них, конечно, есть некая клиентская база, возможно, какие-то накопления, которые они могут потратить на 50 кв м. Но это бизнесмены-новички, и такие проекты закрываются через два-три месяца. Выживают не более 10%, потому что люди малыми инвестициями пытаются заскочить в большую лодку бизнеса. Конечно, удобно иметь в доме какую-то студию фитнеса, но для клиента, который любит считать деньги, гораздо выгоднее купить карту в большой фитнес-клуб с бассейном и банным комплексом, с широкой сеткой групповых и бесплатных занятий и залом, полным тренажеров».
Но, по словам Силиной, в новые форматы идут и большие игроки: пионером рынка цифрового фитнеса можно считать одну из крупнейших российский фитнес-компаний X-fit. За 2022 год компания открыла шесть цифровых студий X-fit Point площадью от 140 до 400 кв. м.
«Проект полностью автоматизирован, и в нем нет персонала. После регистрации и оплаты вход осуществляется по системе Face ID. Это удобно — и для интровертов, и для тех, кто привык пользоваться самыми актуальными разработками во всех сферах, включая фитнес», — делится директор по развитию X-fit в России Ирина Троска.
Помимо небольшого тренажерного зала, в таких студиях есть «виртуальный тренер» (групповые видеозанятия по расписанию). Можно «выписать» и персонального тренера.
Приживется ли тренд
Тенденция «измельчания» продолжится и в будущем году, прогнозирует Елена Силина. По данным мониторинга НФС, сейчас на стадии запуска в России порядка 250 объектов, а в 2023 году игроки отрасли планируют открыть еще около 400 небольших фитнес-объектов и цифровых многофункциональных клубов.
В то же время выручка большинства предприятий отрасли еще отстает от допандемийных показателей в среднем на 13%, хотя наблюдается незначительный рост к 2021 году — в районе 2-3%. Около 35% игроков на рынке смогли достигнуть или превзойти обороты 2019 года.
«Потенциал для дальнейшего роста рынка фитнес-услуг есть, но сдерживающими факторами являются высокая цена аренды, увеличение затрат на расходную часть и содержание объектов, нехватка оборотных средств, в том числе отсутствие дешевых кредитов. Все это не дает рынку стремительно расти», — отметила Силина. Так, ее организация посчитала, что одна только арендная плата съедает порядка 30% от валового дохода большей части физкультурно-оздоровительных объектов.