«Коммерсантъ» узнал об иске Генпрокуратуры к держателям и покупателям акций FESCO
Генпрокуратура подала иск, касающийся транспортной группы FESCO — ответчиками по нему выступают основатель группы «Сумма» Зиявудин Магомедов, его брат Магомед и их компании, а также другие акционеры, в том числе купившие акции после ареста Магомедовых. Целью иска может быть «обращение в доход государства» акций FESCO, оставшихся в коммерческом обороте, считают источники газеты
Генеральная прокуратура обратилась в Хамовнический районный суд с иском к акционерам транспортной группы FESCO, пишет «Коммерсантъ». Среди ответчиков — Михаил Рабинович (26,5% акций) и его партнер Андрей Северилов (23,8% акций), ряд компаний-акционеров, основатель группы «Сумма», экс-участник списка Forbes Зиявудин Магомедов и его старший брат Магомед Магомедов. Ранее суд конфисковал в пользу государства пакет акций FESCO, принадлежавший Зиявудину Магомедову.
По данным газеты, иск подал в суд заместитель генпрокурора Игорь Ткачев, его рассмотрение поручено судье Татьяне Перепелковой. В мае она приняла решение взыскать с братьев Магомедовых $750 млн, вырученные от продажи «Транснефти» акций Новороссийского морского торгового порта (НМТП). В Генпрокуратуре содержание нового иска не комментируют, но источник, близкий к надзору, сообщил, что обращение, как и в случае с взысканием $750 млн, опирается на участие Магомеда Магомедова в бизнесе в его бытность сенатором. Предварительное заседание по делу назначено на 28 декабря.
Контрольный пакет FESCO в 2012 году выкупила группа «Сумма» у «Промышленных инвесторов» Сергея Генералова. В 2020 году из капитала FESCO вышли фонды GHP Group Марка Гарбера и TPG Capital, акции которых купили Михаил Рабинович и Андрей Северилов. До конфискации пакета акций Зиявудин Магомедов владел 32,5% FESCO.
Две компании-ответчика по иску Генпрокуратуры — кипрские Smartilicious Consulting и Enviartia Consulting. Это прямые акционеры головной компании FESCO — Дальневосточного морского пароходства (ДВМП), владеющие по 24,99% акций. Noubelius, Vovosa, Rikima Holdings фигурировали в отчетности группы как акционеры ДВМП с пакетами в 9,6%, 8% и 6,6% соответственно. Компании «Наутилус» и «НоваторИнвест» упоминаются как акционеры ДВМП в судебных материалах.
Представители Магомедова от комментариев до начала разбирательства воздержались, в FESCO сказали, что ДВМП не является ответчиком по иску. Собеседник, знакомый с позицией истца, полагает, что «иск подан с целью обращения в доход государства акций FESCO, оставшихся в коммерческом обороте после конфискации части из них у Зиявудина Магомедова». Юристы, опрошенные газетой, сказали, что иск является прямым продолжением уголовного разбирательства и предполагает возмещение ущерба государству от их деятельности.
Приговор братьям Магомедовым был вынесен 1 декабря. Мещанский суд Москвы приговорил Зиявудина Магомедова к 19 годам колонии по делу о создании преступного сообщества и хищении 11 млрд рублей бюджетных средств. Суд также конфисковал бизнес-джет Gulfstream G650 и акции транспортных активов группы FESCO, лишил Магомедова госнаград, назначил ограничение свободы на два года и штраф 2,5 млн рублей. Магомед Магомедов, ранее бывший членом Совета Федерации, был приговорен по этому делу к 18 годам колонии. Защита подала апелляционную жалобу на приговор 6 декабря.
Братья Магомедовы были арестованы в 2018 году. Своей вины по предъявленным обвинениям они не признали. Созданная Магомедовым группа «Сумма» владела несколькими портами (в том числе Новороссийским), крупнейшими в России железнодорожным контейнерным оператором «Трансконтейнер» и оператором зернового рынка «Объединенной зерновой компанией». В 2010-х Зиявудин Магомедов входил в рейтинг богатейших бизнесменов России по версии Forbes, который на пике — в 2014 году — оценивал его состояние в $1,4 млрд. В последний раз Магомедов попал в список Forbes уже после ареста, в 2019 году, заняв в нем 185-е место с состоянием, оцененным в $550 млн.