«Коммерсантъ» оценил парк способных летать за рубеж самолетов в 300 лайнеров
Российским авиакомпаниям удалось вывести из реестра Бермудских островов 201 иностранный самолет, в том числе более 150 Boeing и Airbus. Вместе с 150 SSJ за границу теперь может летать почти половина парка перевозчиков, 300 лайнеров, оценил «Коммерсантъ». С 2019 по 2021 год за рубеж летало от 300 до 500 самолетов
На начало декабря с регистрации в Бермудском реестре российские авиаперевозчики сняли 201 иностранный самолет. Двойная регистрация этих самолетов (вторая в российском реестре) не позволяла перевозчикам летать на них за рубеж, пишет «Коммерсантъ». С учетом находящихся в эксплуатации 150 SSJ («Сухой Суперджет») парк самолетов, способных летать из России за рубеж, теперь составит 300 лайнеров. По экспертным оценкам, в предыдущие три года за границу в среднем регулярно летало от 300 до 500 самолетов российских авиакомпаний.
Большинство используемых российскими авиакомпаниями иностранных самолетов находились в зарубежном лизинге. Собственники самолетов регистрировали их на Бермудах и в Ирландии. В марте после введения санкций против российской авиаотрасли Бермуды и Ирландия приостановили действие сертификатов летной годности российских самолетов. Перевозчики стали переводить их в российский реестр воздушных судов.Как рассказал собеседник в Минтрансе, российский код регистрации сейчас имеют 1238 из 1289 самолетов в России. Но самолеты с двойной регистрацией не принимают почти все доступные российским авиакомпаниям иностранные аэропорты, кроме отдельных стран Средней Азии.
Гендиректор Bermuda Civil Aviation Authority (BCAA) Томас Данстан сообщил, что по данным на середину марта в Бермудском реестре насчитывался 721 самолет российских авиакомпаний, сейчас их — 52-, тогда как сейчас — 520. В число самолетов, снятых с учета на Бермудах, не вошли лайнеры, арестованные с начала весны или оставшиеся на техобслуживании за пределами России. По данным Минтранса, это около 80 самолетов. «Большинство из этих самолетов не были сняты с учета западными лизингодателями», — уточнил глава BCCA. «Разбермудизацию» прошли около 150 Boeing и Airbus и несколько десятков Embraer, Bombardier и Gulfstream.
На 24 февраля, по данным Росавиации, в Бермудском реестре у российских авиакомпаний было зарегистрировано 745 самолетов, в реестре Ирландии — 36, в том числе 19 самолетов Boeing «России». 14 из 19 Boeing принадлежали российским компаниям и их европейским структурам. «Никакого движения по выводу самолетов из регистрации Ирландии нет», — сообщил источник газеты. Снятые с регистрации в Бермудском реестре самолеты принадлежали российским лизингодателям или были выкуплены российскими авиаперевозчиками. Вывод самолета из реестра возможен только по заявлению собственника, напомнили в BCAA.
По данным газеты, как минимум 95 из «дебермудизированных» самолетов эксплуатируется группой «Аэрофлот», в том числе 56 — самим «Аэрофлотом», 20 — «Россией» и 19 — «Победой». Источник в «Аэрофлоте» сообщил, что группа вывела из реестра Бермуд 91 самолет. Utair вывела из реестра 36 Boeing, Azur Air — 10, а четыре были зарегистрированы в России еще до 2022 года. S7 смогла вывести из реестра Бермуд шесть своих Boeing, «Аврора» — три Airbus, Red Wings — три Boeing, «ИрАэро» выкупила один Airbus. Флот «Уральских авиалиний»в полном объеме остается в реестре Бермуд, компания летает только в Киргизию и Таджикистан.
Весной 2022 года США, Евросоюз, Великобритания и другие страны ввели санкции против российской авиаотрасли, запретив обслуживание самолетов и ввоз в страну запчастей. В марте президент Владимир Путин разрешил регистрировать права на иностранные самолеты, находящиеся в лизинге у отечественных компаний, в России. Евросоюз из-за этого в апреле запретил полеты 20 российским авиакомпаниям, в том числе «Аэрофлоту», «Победе», «России», «Сибири» (S7), «Уральским авиалиниям» и другим. ICAO в июне заявила, что воздушное судно не может быть законно зарегистрировано более чем в одном государстве, это нарушает ст. 18 Чикагской конвенции, а двойная регистрация влечет за собой проблемы, связанные с международным признанием лицензии радиостанции самолета и сертификата его летной годности.