Бизнес остался недоволен поправками для гуманизации УПК в отношении предпринимателей
Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила пакет поправок по гуманизации уголовного законодательства в отношении предпринимателей. Поправками устанавливается приоритет применения к ним мер пресечения, позволяющих продолжить ведение бизнеса. В деловом сообществе считают, что для контроля за активностью силовиков нужны более системные меры
Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект Минюста о внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК). Проект предусматривает приоритет применения судом в отношении бизнесменов и топ-менеджеров компаний мер пресечения, которые позволяют продолжить ведение бизнеса. Бизнес проектом не вполне удовлетворен, он рассчитывает на продолжение работы над УК и УПК, пишет «Коммерсантъ».
«С ним предпринимателям станет легче, но предвижу, что проблема их необоснованного заключения в СИЗО все равно не исчезнет полностью и автоматически», — сказал уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов по поводу законопроекта. Глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин на форуме-выставке «Российский промышленник» признал, что по получилась «не очень эффективная конструкция, которая лишь незначительно уточняет существующие ограничения».
Авторы законопроекта поясняют, что в последние годы доля случаев заключения под стражу росла — в 2021 году эту меру пресечения избрали в 71% случаев против 57% годом ранее. Согласно поправкам, продление сроков содержания под стражей и предварительного расследования будет согласовываться с руководством региональных следственных органов. Минюст собирается исключить случаи заключения под стражу из-за неэффективного расследования — основанием для продления заключения не могут быть следственные действия сами по себе.
По словам Шохина, бизнес рассчитывает на дальнейшую корректировку как Уголовного кодекса, так и УПК, в том числе в сторону ограничения сроков заключения под стражу и альтернативных мер пресечения — залога и домашнего ареста. Изменения, предложенные в законопроекте, позволят исключить избыточное уголовно-правовое воздействие на бизнесменов, указал Минюст в пояснительной записке. Устранить это давление требовал Владимир Путин. В июне на ПМЭФ он говорил, что сейчас предпринимателей часто заключают под стражу там, где для этого нет объективной необходимости, и с этой практикой нужно покончить.
Президент потребовал пересмотреть основания для ареста предпринимателей и для продления сроков предварительного следствия. Тогда же он предложил навсегда отказаться от большинства проверок всего российского бизнеса, работа которого не связана с высокими рисками причинения вреда, а также «аккуратно, но основательно» подойти к декриминализации ряда экономических составов преступлений.