Продажи импортной сельхозтехники в России застопорились на электронных паспортах
Продажи в России сельхозтехники ушедших с рынка иностранных брендов остановились после перехода на электронные паспорта самоходных машин с 1 ноября. Для их получения дилеры должны подтвердить, что уполномочены брендом-изготовителем, который уже покинул Россию. В Минпромторге готовятся ввести временный порядок выдачи паспортов для параллельного импорта
Иностранная сельхозтехника застряла на складах и не может попасть к аграриям после перехода с бумажных на электронные паспорта для самоходных машин (ПСМ). Для получения ПСМ дилеру необходимо подтвердить, что он уполномочен производителем, а большинство иностранных компаний приостановили работу в России или покинули рынок. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на Ассоциацию дилеров сельскохозяйственной техники (АСХОД).
Председатель правления АСХОД Александр Алтынов рассказал, что сейчас сельхозмашины поставляются силами дилеров из Евросоюза и других стран через параллельный импорт, то есть без полномочий от производителей. Без электронного ПСМ дилеры не могут отгрузить технику клиентам, и та простаивает уже после ввоза в страну — по оценке Алтынова, сейчас это уже сотни машин, включая трактора и комбайны.
Коммерческий директор «ЭкоНиваТехника-Холдинга» Геннадий Непомнящий рассказал, что до перехода на электронные паспорта выдавать документ могли таможенные органы. Сейчас эта функция перешла к уполномоченным Минпромторгом организациям, добавил собеседник. «Сейчас у нас стоит порядка десяти единиц техники, а все эти машины ввозились под конкретные потребности клиентов — они им нужны», — сказал Непомнящий. Он предупредил, что такая ситуация несет в себе риски снижения аграрного производства и роста цен. По словам собеседника, машины иногда можно заменить на несколько других, но это требует большего числа специалистов.
Алтынов добавил, что некоторые самоходные машины поступили в Россию как подержанная техника — они уже проработали определенное количество моточасов (как автомобиль с пробегом в 10 км). На выдачу электронных ПСМ для подержанной техники уполномочены Минпромторгом несколько организаций, в том числе ФГУП НАМИ. Но там, по словам Алтынова, сообщают, что регламент выдачи электронных ПСМ на бывшие в употреблении самоходные машины им неизвестен. Дмитрий Бабанский из SBS Consulting отметил, что недопоставки техники могут оказаться критичными из-за отсутствия российских аналогов.
По данным АО «Электронный паспорт», на самоходные машины выдано более 15 000 электронных ПСМ, из них 750 — на ввезенные машины, в том числе 742 штуки в ноябре. По приказу Минпромторга для получения полномочий выдачи ПСМ необходима копия договора «с иностранным изготовителем машины, на основании которого организация выполняет функции уполномоченного изготовителем лица».
В Минпромторге сказали, что этот договор определяет, кто несет ответственность за соответствие машины единым обязательным требованиям безопасности. В министерстве сообщили, что совместно с АО «Электронный паспорт» прорабатывают «вопрос необходимости формирования временного порядка оформления ЭПСМ для продукции, включенной в перечень параллельного импорта».