«Коммерсантъ» узнал о возможном требовании к Utair вернуть субсидии за перелеты
Utair, возможно, придется вернуть субсидии правительства за перелеты внутри страны на 4,6 млрд рублей, узнал «Коммерсантъ». По его информации, компания не достигла целевого значения по числу пассажиров, при этом часть субсидии уже получила. Эксперты не уверены, что авиакомпания сможет возместить эти деньги государству из-за финансовых проблем
Авиакомпания Utair может получить требование вернуть субсидии государства на перелеты внутри России на 4,6 млрд рублей, поскольку не выполнила требование к числу пассажиров, сообщил «Коммерсантъ».
Общий пассажирооборот Utair на внутренних линиях с учетом субсидируемых рейсов с апреля по сентябрь составил 57% от статистики тех же месяцев 2021 года: 3,821 млрд пассажиро-километров против 6,886 млрд, написала газета со ссылкой на статистику Росавиации, корректность данных подтвердили источники издания в четырех авиакомпаниях. При этом правительство требует, чтобы доля составляла не меньше 72% от уровня апреля — октября 2021 года. А у Utair цифра даже меньше 57%, поскольку еще нужно вычесть налет по другим субсидируемым программам, а наверстать отставание за октябрь было невозможно, считает «Коммерсантъ». В октябре пассажиропоток Utair снизился на 30% в сравнении с тем же месяцем 2021 года, утверждает источник газеты в Минтрансе.
Субсидии за полеты по России Росавиация распределила весной между 32 авиакомпаниями. Utair досталось 4,6 млрд рублей. Авиакомпания подтвердила «Коммерсанту», что уже получила большую часть этой суммы — субсидии за период с апреля по сентябрь. Комментировать показатели оборота пассажиров и риск возврата денег перевозчик не стал. Росавиация заявила газете, что будет проверять «результаты предоставленной Utair отчетности».
Несмотря на отставание по внутренним перевозкам, осенью Utair расширяла сеть международных полетов: например, увеличила число рейсов в Баку, организовала рейс из Грозного в Дубай. Пассажирооборот за рубеж увеличился с 210% год к году в апреле до 380% в августе, отметил «Коммерсантъ».
Некоторые эксперты, опрошенные «Коммерсантом», усомнились, что Utair сможет вернуть субсидии, если государство этого потребует. Если субсидии были направлены на компенсацию расходов на рейсы, то «фактически компания может остаться без средств к существованию», говорят собеседники газеты. Если даже компания заработала на международных рейсах, денег может хватить на покрытие субсидии, но будет сложно покрывать расходы в зимний сезон. Однако правительство, если решит истребовать деньги, может пойти на уступки — например, реструктуризировать долг, отметил директор по корпоративным и суверенным рейтингам агентства «Эксперт РА» Игорь Смирнов.
Utair на протяжении нескольких последних лет испытывала финансовые проблемы. В 2019 году аудиторы EY даже сомневались, что компания сможет непрерывно продолжать работу, а компания возражала, что получает стабильную выручку. С 2018 года компания договаривалась с кредиторами о реструктуризации долга и несколько лет не могла этого добиться. Большинство крупных кредиторов, включая Сбербанк, к концу 2020 года продали долги Utair на торгах, их с дисконтом покупал банк «Россия».