Министры энергетики ЕС обсудят план установления потолка цен на газ: чего ждать
Европейский совет, высший политический орган ЕС, в который входят главы государств и правительств Евросоюза, на встрече в четверг, 20 октября, не смог утвердить пакет чрезвычайных мер для решения проблемы высоких цен на газ в Евросоюзе, представленный 18 октября ЕК, исполнительным органом ЕС, и предложил его доработать.
«Европейский совет согласился с тем, что в свете продолжающегося кризиса необходимо ускорить и активизировать усилия по сокращению спроса, обеспечению надежности поставок, отказу от нормирования и снижению цен на энергоносители для домохозяйств и предприятий по всему ЕС, а также сохранить целостность единого рынка», — говорится в заявлении Европейского совета. При этом совет считает, что необходимо срочно выработать «конкретные решения» по предложенным ЕК мерам в части совместной закупки газа странами ЕС, создания нового эталона газовых цен, принятия «временного коридора динамических цен» при сделках с газом, выработки временных мер ЕС по ограничению цены на газ при производстве электроэнергии и некоторых других пунктов плана.
Европейский совет не назвал конкретных сроков, когда должны быть приняты решения по ограничению цен на газ. Ближайшее обсуждение должно состояться на встрече министров энергетики ЕС, намеченной на 25 октября.
«Теперь у нас есть очень хорошая и надежная дорожная карта для продолжения работы над темой цен на энергоносители, — заявила президент ЕК Урсула фон дер Ляйен по итогам встречи Европейского совета. — Лидеры дали ожидавшиеся нами стратегические указания в ответ на представленные нами во вторник предложения. Эти указания будут обсуждаться министрами энергетики во вторник».
По словам главы ЕК, лидеры ЕС поддержали идею создания консорциумов для совместной закупки газа и обязательного заполнения совместными усилиями 15% газохранилищ, введения нового эталона цен на газ и ограничения ценовых скачков. «Здесь мы совместно с министрами энергетики выработаем и представим юридические обоснования ввода в действие этого механизма корректировки рынка», — сказала фон дер Ляйен. Она также сообщила, что дискуссия по ограничению влияния газовых цен на стоимость электроэнергии «с одной стороны, прояснила возможности, а с другой — выявила проблемы». В частности, по словам президента ЕК, требуется проанализировать финансовые последствия принятия этих мер для стран, максимально использующих газ при выработке электроэнергии, а также проблему поставок субсидируемой электроэнергии в страны, не входящие в ЕС. Кроме того, в ближайшее время должен быть рассмотрен вопрос о государственной поддержке компаний, сокращающих потребление электроэнергии в условиях кризиса, а также помощи домохозяйствам и малым и средним предприятиям, пострадавшим от энергетического кризиса.
По сообщению Reuters, дискуссия на встрече лидеров ЕС продолжалась до глубокой ночи, отразив «растущую напряженность между странами» в условиях энергетического кризиса в Европе. По данным агентства, против ограничений цен на газ выступила Германия, которая считает, что ограничения «могут привести к тому, что поставщики заморозят Европу, и снизить стимулы к энергосбережению». Помимо разногласий из-за потолка цен на газ, лидеры ЕС также не пришли к соглашению по поводу планов поддержки домохозяйств и предприятий, сообщает агентство.
Тем не менее уступка со стороны Германии позволила лидерам ЕС добиться некоторого прогресса, и в итоге они дали ЕК зеленый свет для работы над предложениями по временному потолку газовых цен, пишет Politico. «Берлин, бывший одним из самых ярых противников ограничения цен, наконец, в ходе переговоров лидеров пошел на уступки и поддержал краткосрочный контроль над ценами на газ до тех пор, пока не будет разработана новая система ценообразования», — пишет Politico.
«Мы установили четкие ориентиры, в соответствии с которыми министры энергетики могут согласовать конкретные детали, — сказал немецкий канцлер Олаф Шольц (цитата по Reuters). — Если это не получится, [Европейский] Совет должен будет продолжить эту работу. Но я, естественно, надеюсь, что министрам удастся прийти к консенсусу».
По словам президента Франции Эмманюэля Макрона, он ожидает, что ЕК доработает предложенные ею меры в течение двух-трех недель и можно будет приступить к их осуществлению уже в конце октября — начале ноября.
Каким будет решение
Безусловно, высказывания главы ЕК — это попытка оправдаться посли неудачи, говорит эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. «Конечно, ЕК хотела получить дополнительные полномочия по регулированию рынка: закупать газ, заставлять одни компании и страны делиться с другими, устанавливать предельную цену, — говорит эксперт. — Пока это сложно сделать, из-за того что страны ЕС разные: одни богатые, другие бедные, одни промышленно развитые, другие — не очень. И компании разные: у одних есть устоявшиеся отношения с поставщиками газа, у других нет, у одних одни поставщики газа, у других — другие. Вот поэтому всех подстричь под одну гребенку, согнать под своеобразный Госплан пока не удалось».
Европейскому союзу удастся ввести какое-то регулирование газового рынка, считает заместитель директора Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев. «Я полагаю, что общее направление будет смягчить предложения ЕК от 18 октября, — говорит он. — ЕК пытается усилить свои права по вмешательству и контролю над газовым рынком, а национальные правительства пытаются сопротивляться. Они не против совместных действий, вопрос в обязательности этих усилий и в том, кто их будет контролировать. Никто не хочет дальнейшего усиления такого наднационального контроля».
Эксперт прогнозирует, что редактирование пакета мер ЕК может пойти по двум направлениям. Первое — смягчение требований об обязательности совместных действий, в том числе по закачке газа в подземные хранилища, и смягчение формулировок по энергетической солидарности в угоду странам Восточной Европы, главным образом Венгрии и Польше. «Вторая, и наиболее интригующая, часть возможных изменений — это пресловутый динамический лимит, — говорит Белогорьев. — Понятно, что какой-то механизм снижения цен должен быть предложен. Этого ждут от европейских политиков и рынок, и широкие массы избирателей. Но динамический лимит требует серьезных экономических оценок с точки зрения последствий его введения, и я не уверен, что они сейчас у ЕК есть».
Похоже, что Европа собирается вводить ценовое регулирование в той или иной форме, полагает независимый аналитик Елена Ананькина. «Страны-скептики, Германия и Нидерланды, самой идее регулирования больше не сопротивляются, но настаивают, чтобы регулируемая цена не провоцировала дефицит газа и не мешала европейским странам делиться газом друг с другом, — говорит она. — Если европейская регулируемая цена окажется слишком низкой, есть риск, что свободный сжиженный природный газ (СПГ) уплывет в Азию или даже в близлежащую Великобританию, которая больше не является частью Евросоюза, имеет свой собственный газовый бенчмарк NBP и пока не собирается его регулировать». По мнению Ананькиной, для того чтобы план имел успех, Европе также важно добиться отдельных договоренностей с крупными поставщиками газа — Норвегией, Алжиром, Катаром и США — без долгосрочных контрактов.
Снижение цен
Эксперты полагают, что отмеченное в последнее время снижение цен на газ в Европе не способствуют ускорению действий законодателей по регулированию рынка. В ходе торгов в понедельник ноябрьские фьючерсы упали почти на 15%, до $996 за 1000 куб. м.
Сейчас ситуация на европейском газовом рынке несколько успокоилась, отмечает Белогорьев из Института энергетики и финансов. Цены резко упали за последние полтора месяца, и это создает ощущение, что у стран ЕС есть некоторое время на обдумывание. «Если бы сейчас цены держались выше $2000 за 1000 куб. м, я думаю, что обсуждение пакета шло бы гораздо более интенсивно, — говорит Белогорьев. — Сейчас цены сильно снизились, это немного успокаивает общие панические настроения, и принятие решений сдвигается на ноябрь. Тогда будет более-менее понятна динамика цен в первые недели отопительного периода и, что еще более важно, динамика спроса, а также динамика поставок сжиженного природного газа». По словам Белогорьева, сейчас можно только предполагать, как будет выглядеть баланс в отопительный период, исходя из опыта прошлых лет. «Поскольку баланс сейчас построен по-другому за счет отсутствия в нем больших объемов российского газа и не очень стабильного присутствия СПГ, создается достаточно высокая неопределенность, а общая картина может проясниться только где-то ко второй половине ноября», — объясняет эксперт.
«Пока генералы обсуждают стратегические маневры, жизнь идет своим чередом, — соглашается Ананькина. — Сейчас, когда европейские газохранилища заполнены более чем на 90%, танкеры с СПГ не могут разгрузиться в Испании, а спрос на газ в Китае перестал расти, европейские цены на газ пошли вниз с августовских пиков».
По словам Митраховича из Финансового университета, по мере усугубления кризиса, ближе к зиме, европейская бюрократия продолжит попытки создать механизмы принуждения. Будут приняты какие-то решения на уровне национальных правительств, которые разрешат этим правительствам направлять газ приоритетным потребителям и лишать поставок менее приоритетных. «Что-то будет решаться на национальном уровне, что-то может быть передано ЕК, но пока переговоры идут с очень большим скрипом, — говорит эксперт. — В итоге переход к полноценной передаче полномочий будет зависеть от развития энергетического кризиса, возможно, даже от погоды. Может быть, где-нибудь к декабрю что-то сдвинется».