«Ведомости»: Orion Pharma может первой из зарубежных фармкомпаний закрыться в России
Первой иностранной фармацевтической компанией, которая полностью уйдет из России, может стать финская Orion Pharma — она уже начала ликвидацию российского офиса, выяснили «Ведомости». Orion Pharma работала в России с 2015 года. Основной препарат компании — метипред для лечения ревматоидного артрита
Финская Orion Pharma (OP) начала ликвидацию российского офиса – его планируют закрыть до конца 2022 года, пишут «Ведомости» со ссылкой на источники, знакомые с планами компании и близкие к ее руководству. После закрытия офиса OP станет первой иностранной фармацевтической компании, покинувшей Россию, но из страны уже ушла вереница финских компаний из разных отраслей.
Собеседник, знакомый с планами OP, рассказал, что в российском офисе финской компании уже идут увольнения сотрудников. Об этом же говорит источник, близкий к топ-менеджменту OP. На крупнейших рекрутинговых сервисах HeadHunter и SuperJob нет ни одной открытой вакансии со стороны финской компании, убедилась газета. OP работает в России 15 лет, в прошлом году компания занимала 98-е место в рейтинге крупнейших фармацевтических компаний, по данным DSM Group. В 2022 году она поднялась на 90-е место.
Выручка российского подразделения компании за 2021 год по РСБУ достигла 4,7 млрд рублей, на 45% больше, чем в 2020-м. Чистая прибыль за прошлый год 121,6 млн рублей против 129,7 млн рублей годом ранее. Основной препарат компании — метипред для лечения ревматоидного артрита. По оценке директора по развитию аналитической компании RNC Pharma Николая Беспалова, на препарат приходится 82% от всех российских продаж лекарственного средства с международным непатентованным наименованием «метилпреднизолон» в упаковках и около 84% в денежном выражении.
У метипреда есть аналоги, но, к примеру, препарат компании Pfizer (Солу-Медрол) занимает среди них только 12,5% в упаковках и порядка 11% в денежном выражении, отметил Беспалов. Препарат с тем же действующим веществом делает Sun Pharma в форме лиофилизата (порошок для растворов) для больниц. Метилпреднизолон, по оценкам врача-ревматолога Александра Елонакова, требуется десяткам тысяч пациентов для постоянного приема при большом количестве заболеваний – от ревматоидного артрита и бронхиальной астмы до рака и гепатита, но пациенты смогут использовать другой препарат — преднизолон.
По словам главы «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, OP в России действует в общем векторе ухода финских компаний из страны. Из России уже ушли девелоперская YIT, инвестиционная Sponda, ретейлер Prisma, производитель хлебных и кондитерских изделий Fazer. Заместитель министра здравоохранения Сергей Глаголев в понедельник, 17 октября, отмечал, что ни один из зарубежных фармацевтических производителей пока не покинул Россию, о том же сказали и опрошенные газетой эксперты.
По данным Беспалова, Россия для финской компании была одним из крупнейших рынков. В первом полугодии 2022 года на рынок Восточной Европы и Россию приходилось 17% от всех продаж глобальной OP, или €44 млн, следует из презентации компании для инвесторов. После Финляндии это второй по величине рынок для компании. OP импортирует в Россию готовые лекарства, объемы поставок за год не увеличились, но в последние месяцы начали сокращаться, сказал представитель аналитической компании RNC Pharma.
По данным RNC Pharma, с марта по сентябрь 2022 года OP завезла в страну 1,5 млн упаковок своих препаратов (1,4 млн упаковок в прошлом году). Почти 75% поставок пришлось на апрель, когда наблюдался ажиотажный спрос на лекарства в аптеках, сказал представитель компании. В августе и сентябре импорт упал до 69 113 и 56 774 упаковок соответственно. С марта финская фармкомпания прекратила упаковку метипреда на площадке компании «Фармакор продакшн», сообщил один из консультантов из фармацевтической отрасли. По словам представителя RNC Pharma, с февраля по сентябрь импорта нерасфасованного метипреда не было. Ввоз метипреда в Россию за три квартала этого года снизился в 1,3 раза, до 88,3 млн таблеток.
Поставки другого препарата финской компании — тамоксифена для лечения рака молочной железы — прекратились в августе. Фармкомпании должны предупреждать о прекращении производства и поставок лекарств Росздравнадзор и Минпромторг не менее чем за один год — OP об этом не информировала, сообщили в эти двух ведомствах и в Минздраве. В Минпромторге сказали, что направили в OP официальный запрос.