Минтруд определился с мотивацией самозанятых откладывать на пенсию и соцстрахование
Минтруд определился с регулированием отношений между самозанятыми, индивидуальными предпринимателями и операторами платформ занятости. Для решения споров он предлагает создать Совет цифровых платформ занятости, а от операторов не будут требовать отчислений в пенсионные и социальные фонды за работников, к примеру таксистов и курьеров. Их станут стимулировать добровольно платить взносы на пенсию и больничные листы льготными заказами
Минтруд предложил обязать операторов платформенной занятости («Яндекс», «Сбер», Profi.ru, You.Do и другие онлайн-площадки, через которые самозанятые и индивидуальные предприниматели оказывают услуги) информировать работников о добровольных системах социальных гарантий. Обязанность для платформ делать взносы за работников не предусматривается, но они смогут стимулировать их платить за себя заказами на льготных условиях, например для таксистов или курьеров, пишут «Ведомости» со ссылкой на проект поправок к закону о занятости, который подготовил Минтруд.
Два источника, знакомых с содержанием документа, рассказали, что стимулировать работников заключать договора с негосударственными организациями пенсионного и медицинского страхования предлагается за счет более выгодных для них заказов. Например, меньшего размера комиссии со стороны оператора платформы. Операторов обяжут информировать занятых о продуктах негосударственных пенсионных фондов и возможности добровольных отчислений на пенсионное и медицинское обслуживание, они смогут софинансировать эти расходы по собственному решению, отметили собеседники.
По данным опроса ЦСР, 92% респондентов, сотрудничающих с платформами, считают, что у них должны быть социальные гарантии: больничные, выплаты при несчастных случаях, пенсия, оплачиваемый и декретный отпуск. Собеседники газеты сообщили, что Минтруд предложил операторам цифровых платформ «применять меры ответственности» — штрафовать за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей в рабочую смену в соответствии с договором. Максимальное время работы предлагается ограничить 24 часами, но собственники площадок могут сами устанавливать пределы смен. Оператора обяжут информировать занятого об условиях заказа (место и время выполнения, размер вознаграждения).
Оператор сможет участвовать в расчете стоимости заказа, определять порядок, размер и частоту выплаты, а также вести учет рейтинга выполнения заказа. Он должен предусмотреть возможность отказа платформенного занятого от исполнения заказа и не может ограничивать доступ к заявкам от конкретного заказчика для определенных групп занятых и устанавливать ограничения на распределение заказов для них. Спорные ситуации предлагается решать через специально созданный Совет цифровых платформ занятости. Работник сможет подать туда жалобу, отмечают источники, в составе совета будут представители площадок и органов власти.
Представитель Минтруда сообщил, что проект находится в высокой степени готовности, после завершения проработки новых норм внутри рабочей группы он будет представлен на общественное обсуждение. «Пока говорить о какой-то финализации обсуждения рано», — сказал представитель «Яндекс Go». По его словам, основные идеи, заложенные в текущую концепцию, – принцип саморегулирования и добровольное страхование различных рисков и отчислений в соцфонды.
По данным опроса «Яндекса», более 60% водителей и курьеров готовы участвовать в страховых программах, но при условии, что они будут добровольными, отметил представитель компании. «Яндекс» в 2020 году экспериментировал с социальными гарантиями для самозанятых и ИП, сотрудничающих с «Яндекс.Такси», «Яндекс.Лавкой» и «Яндекс.Едой». В 2021 году «Яндекс.Такси» планировала инвестировать 1 млрд рублей в программу страхования для водителей и курьеров, предусматривающую компенсацию по болезни и травмам в результате несчастных случаев.
Пресс-секретарь Федерации независимых профсоюзов России Олег Соколов назвал предложенный подход к социальной защите «не совсем правильным» как с точки зрения международных стандартов труда, так и с точки зрения российского законодательства. По его словам, базовые риски должны гарантироваться, а социальные гарантии не должны зависеть от формы занятости. «В наших предложениях есть право на социальные и трудовые гарантии. Мы считаем, что труд должен ограничиваться 120 часами в месяц, должен гарантироваться минимальный доход в виде МРОТ», — рассказал Соколов. С точки зрения Международной организации труда (МОТ) право на коллективные переговоры должно быть и у самозанятых, и у платформенных занятых.
Управляющий партнер Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин напомнил, что сейчас любые вопросы и конфликтные ситуации, которые возникают между сторонами гражданско-правовых и агентских договоров, находятся вне компетенции Роструда и решаются, как правило, в судебном порядке. На правоотношения между оператором и занятым не распространяются требования, связанные с отчислениями в пенсионные фонды, фонды медицинского и социального страхования, добавил он. Участник рабочей группы по разработке концепции нового закона о занятости, вице-президент ЦСР Екатерина Папченкова отметила, что платформенному занятому должна быть гарантирована свобода, она компенсируется тем, что нет привычных социальных гарантий. Развитие частной добровольной инициативы платформ в сфере социального обеспечения занятых должно поощряться, считает она.