«Коммерсантъ» выяснил причину остановки добычи американской Exxon на «Сахалине-1»
Отказ американской Exxon работать с танкерами «Совкомфлота» стал причиной остановки добычи нефти на проекте «Сахалин-1», выяснил «Коммерсантъ». Танкеры «Совкомфлота» в результате санкций лишились покрытия от западных страховщиков, компания привлекла российского страховщика. Exxon это не устроило, а в октябре российские власти передали управление проектом «Роснефти»
Причиной остановки добычи на проекте «Сахалин-1» (им управлял консорциум американской ExxonMobil, индийской ONGC, японской Sodeco и «Роснефти» по соглашению о разделе продукции) стал отказ оператора проекта — американской Exxon (доля 30%) отгружать нефть в танкеры «Совкомфлота». Об этом со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией, пишет «Коммерсантъ». Добыча на проекте прекратилась в мае, хотя отгрузки с проекта «Сахалин-2» в похожей ситуации продолжились.
По словам собеседников газеты, «Совкомфлот» в конце марта попал под санкции, а его суда лишились страховки от Международной группы клубов взаимного страхования (International Group of P&I Clubs). Источники рассказали, что «Совкомфлот» получил для своих танкеров страховку российского «Ингосстраха», но Exxon настаивала на обязательном P&I-страховании (страхование широких, неопределенных рисков) и отказалась возобновлять отгрузки. В мае резервуары с нефтью в порту Де-Кастри (Хабаровский край), откуда она отгружается на мировой рынок, переполнились, а добыча нефти на проекте была прекращена.
В Exxon и «Совкомфлоте» на запрос газеты не ответили, а в «Роснефти» переадресовали вопросы в Минэнерго и Exxon. По словам партнера коллегии адвокатов Delcredere Антона Демченко, P&I-страхование осуществляется клубами взаимного страхования и выступает условием допуска во многие международные порты. Советник Orchards Азат Ахметов предположил, что Exxon могла не захотеть «вступать в зону неопределенности», работая с российскими страховщиками.
Проект «Сахалин-2», где «Совкомфлот» — основной перевозчик сжиженного природного газа (СПГ) и нефти, в аналогичной ситуации не сокращал добычу и отгрузки. Коммерческий директор «Сахалинской энергии» (новый оператор проекта «Сахалин-2») Андрей Охоткин в конце сентября заявил о готовности компании помочь «Сахалину-1» в вопросе сбыта нефти. План добычи «Сахалина-1» на 2022 год составлял 8,9 млн тонн нефти, Минэнерго прогнозирует, что добыча может упасть до 4,2 млн тонн (11 млн тонн в 2021 году).
Из-за отсутствия производства нефти «Сахалин-1» не добывает попутный газ. Он поставлялся потребителям Сахалина и по газопроводу Оха — Комсомольск-на-Амуре в Хабаровский край. Недостающие поставки взял на себя проект «Сахалин-2», но Охоткин предупреждал, что с ноября газа может не хватить.
В марте американская компания заявила, что начинает процесс прекращения деятельности на сахалинском шельфе и разрабатывает шаги по выходу из проекта «Сахалин-1». В августе компания уведомила Комиссию по ценным бумагам и биржам США, что находится в процессе передачи своих 30% в операторе «Сахалина-1» «другой стороне».
Владимир Путин подписал указ, запрещающий инвесторам из «недружественных» стран продавать доли в российских стратегических проектах (включая проект «Сахалин-1») до конца года. В конце августа ExxonMobil пригрозила России судом, заявив, что запрет ущемляет права компании и мешает ей безопасно выйти из проекта. Она оценивала убытки в связи с утратой доли в «Сахалине-1» в $3,4 млрд. Сахалинские власти, по словам собеседников газеты, оценивают недополученные доходы областного бюджета от остановки «Сахалина-1» в 38 млрд рублей в 2022 году.
Путин 7 октября подписал указ о создании нового российского оператора «Сахалина-1». Согласно указу, новая структура получит права и обязанности участников проекта и действующего оператора — Exxon Neftegas Limited. Управляющим нового оператора правительство назначило «дочку» Роснефти «Сахалинморнефтагаз-шельф». Аналогичные меры были приняты и для оператора «Сахалина-2».