К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Не до спорта: как частичная мобилизация обрушила фитнес-рынок

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Российский фитнес-рынок по итогам трех кварталов 2022 года продолжает стагнировать — его совокупная выручка выросла всего на 3% год к году. Компании рассчитывали на хороший сезон, однако после объявления в России частичной мобилизации продажи новых карт и трафик в спорт-клубах рухнули на 30–70% в зависимости от региона

Совокупный объем выручки российского фитнес-рынка за III квартал 2022 года в среднем по России вырос на 1,2 млрд рублей, или всего на 3%, по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Посещаемость фитнес-клубов в России за тот же период выросла на 5,9%, продажи клубных карт — на 4%, продажи дополнительных услуг упали на 1,8%. Такие данные по запросу Forbes предоставила глава Национального фитнес-сообщества (НФС) Елена Силина. Эта отраслевая ассоциация объединяет представителей почти 2000 фитнес-клубов из 79 регионов России.

По ее словам, ситуация совсем не утешительна — если сравнивать эти показатели с допандемийным периодом, то падение совокупного объема выручки составляет 13% показателей соответствующего периода 2019 года, продажи клубных карт в среднем ниже на 7,6%, реализация дополнительных фитнес-услуг отстает на 12,4%, посещаемость ниже на 11%.

«После злоключений начала года и проблем с поставками оборудования участники рынка надеялись, что войдут в высокий сезон с положительным трендом. Сентября ждали, но после объявления частичной мобилизации фитнес-отрасль получила серьезное снижение продаж клубных карт и абонементов — в среднем на 25%», — говорит Силина. Па данным мониторинга НФС, наиболее сильное падение (более чем в 50%) наблюдалось в субъектах, прилегающих к границам Украины: в Брянской, Курской, Ростовской, Воронежской областях и в Крыму. Самая сложная ситуация в Белгородской области, где падение превысило 70% и жителям совсем не до спорта.

 

«Потребительский спрос на фитнес-услуги очень чувствителен к различным изменениям и реагирует на самые разные факторы: экономические, политические, зависит и от психоэмоциональных факторов. После объявления частичной мобилизации люди пережили стресс, состояние паники. Это сказалось не только на снижении продаж клубных карт и на возврате средств за ранее оплаченные услуги — кто-то не смог посещать клуб, так как был призван на службу, а какая-то часть потребителей покинула город и даже страну», — описывает Силина. Количество возвратов за ранее приобретенные карты в фитнес-клубы и услуги, по данным НФС, выросли в среднем по отрасли на 14% (допустимая доля находится в пределах 3–5%).

Печальную статистику НФС подтверждают владельцы и управляющие спорт-клубами. «После объявления о частичной мобилизации клиенты перестали ходить в клубы, — сетует владелец сети фитнес-клубов Drive Fitness Роман Вальчук. — Посещаемость упала резко и сразу в два раза. А по выручке в сентябре мы не добрали 10%. Люди встали в паузу с точки зрения трат, с одной стороны, а с другой стороны, на волне паники скупают в магазинах рыболовную, охотничью, военную амуницию, медикаменты, консервы и продукты долгого хранения».

 

«Трафик новых клиентов ухудшился значительно, — рассказывает гендиректор сети спортивных клубов Profresh Fitness Александра Халенкова. — Сегодня только те занимаются, кто уже без фитнеса просто не может. Продажи очень слабые, люди приобретают абонементы в основном на один и три месяца, долгосрочные годовые карты им не нужны. Хорошо, что у нас помещения в собственности, вообще не представляю, как выживают предприниматели отрасли на аренде».

«Есть снижение на 35–40%, и это притом, что мы представляем сеть женских клубов и мобилизация не затронула сотрудников, так как все женщины, — делится региональный директор сети фитнес-клубов Fit Balance Алла Бабич. — Но влияние оказывает сильное. Да, сложнее дается аренда, которая по клубам выросла примерно на 15%, постоянно ведем переговоры с арендодателями, осуществляем поддерживающий диалог, периодически идут навстречу». Владелец сети фитнес-клубов «Сафари» Сергей Зубов добавляет: «Мы видим падение на 45%, и, конечно, абсолютно с объявлением мобилизации остановились новые продажи».

Проблема частичной мобилизации очень чувствительна для отрасли тем, что среди 518 400 занятых в ней специалистов около 70% сотрудников мужского пола попадают под критерии призыва, отмечает Силина из НФС. «На данный момент [среди] попадающих под мобилизацию сотрудников около 5% получили повестку. В общей массе сети клубов это пока не заметно. Но еще часть сотрудников (около 12%) уехали из страны. В целом, конечно, отток специалистов из отрасли, это значительный урон», — отмечает Вальчук из Drive Fitness.

 

НФС уже обращалось в правительство с просьбой расширить перечень специальностей для отсрочки от частичной мобилизации и добавить в него тренеров и инструкторов-методистов по физкультуре и спорту. Аналогичную меру позже попросили расширить на владельцев и учредителей физкультурно-оздоровительных организаций, а также работающих там главных бухгалтеров. Ответов на эти запросы пока нет, говорит Силина. По ее мнению, «спецоперация»* на Украине и мобилизация зеркально влияют на фитнес-индустрию и в случае усугубления ситуации совокупные потери выручки фитнес-клубов к концу года могут составить до 25% и более.

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+