Глава Минэкономики Японии заявил, что «Сахалин-1» является «очень важным проектом» для японского импорта нефти. Так он прокомментировал решение Владимира Путина создать нового российского оператора «Сахалина-1» и передать ему доли иностранных участников проекта
Глава министерства экономики, торговли и промышленности Японии Ясутоси Нисимура заявил о важности российского проекта «Сахалин-1» для обеспечения Японии нефтью. Так он прокомментировал решение Владимира Путина создать нового оператора проекта, передает Reuters.
«С точки зрения диверсификации импорта сырой нефти в Японию, это очень важный проект», — сказал Нисимура на вопрос о том, планирует ли Япония сохранить свою долю в «Сахалине-1».
7 октября Путин подписал указ о создании нового российского оператора «Сахалина-1». Согласно указу, новая структура получит права и обязанности участников проекта и действующего оператора — Exxon Neftegas Limited. Управляющим нового оператора правительство назначает «дочку» Роснефти «Сахалинморнефтагаз-шельф». Ранее аналогичные меры были приняты и для оператора «Сахалина-2».
20% в уставном капитале нового проекта разделят «Сахалинморнефтегаз-шельф» (11,5%), и принадлежащая «Роснефти» «РИ-Астра» (8,5%). Остальные 80% передадут новому оператору до тех пор, пока все доли не будут распределены. Иностранные участники «Сахалина-1» в течение месяца должны подтвердить согласие принять в собственность пропорциональную долю в новом операторе. Долями в проекте владели американская ExxonMobil (30%), японская Sodeco (30%) и индийская ONGC (20%).
ExxonMobil в марте заявила, что начинает процесс прекращения деятельности на сахалинском шельфе и разрабатывает шаги по выходу из проекта «Сахалин-1». В августе компания уведомила Комиссию по ценным бумагам и биржам США, что находится в процессе передачи своих 30% в операторе «Сахалина-1» «другой стороне».
На следующий день Владимир Путин подписал указ, запрещающий инвесторам из «недружественных» стран продавать доли в российских стратегических проектах (включая проект «Сахалин-1») до конца 2022 года. В конце августа ExxonMobil пригрозила России судом, заявив, что запрет ущемляет права компании и мешает ей безопасно выйти из проекта.
В воскресенье, 9 октября, стало известно, что Генпрокуратура России и министерство финансов Сахалина подали иск к Exxon Neftegas Limited — дочерней компании ExxonMobil. Сахалинский суд ранее также наложил арест на активы Exxon Neftegas Limited.