Мобилизация против роста: российский авторынок за три квартала рухнул почти на 60%
Продажи новых легковых и новых коммерческих автомобилей в России за первые три квартала 2022 года сократились на 59,8%, до 506 661 машины, говорится в сообщении Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), поступившем в редакцию Forbes. Среди них наибольшую долю (47,9%) занимают внедорожники — 242 723 штуки, на коммерческие автомобили пришлось 10,4% (52 878 штук), на пикапы — 0,8% (3903 штуки), также с начала года было продано 333 электрокара. Комментарии к опубликованной статистике АЕБ не предоставила.
Пик падения в этом году пришелся на май — рынок рухнул на 83,5%. Аналогичной была ситуация и в июне — падение на 82%. Но затем на рынке наметился восстановительный рост. В июле продажи выросли на 16,8% год к году (32 412 автомобилей), подсчитал Forbes на основе данных АЕБ, в августе — на 28,6% (41 698 штук). Но в сентябре 2022 года продажи вновь обвалились на 59,6% по сравнению с сентябрем 2021-го и составили 46 698 автомобилей.
«Продажи сентября были на уровне текущего августа и составили +3%. Но за три квартала год к году можно констатировать сокращение продаж на 62%», — говорит генеральный директор ГК «Автоспеццентр» Андрей Терлюкевич.
По его словам, продажи сентября могли бы быть и лучше, так как сентябрь демонстрировал устойчивый спрос на автомобили вплоть до 20 числа. «С 21 сентября (день объявления в России частичной мобилизации. — Forbes) ситуация на рынке кардинально изменилась. Мы видим существенное снижение трафика по всем направлениям бизнеса и рост отказов от ранее заключенных сделок», — отмечает Терлюкевич.
«Месяц к месяцу изменений в продажах практически нет. Если и есть снижение, то оно идет на единицы», — говорит Алексей Стариков, заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон». Данные за три квартала компания не предоставила.
У дилера Fresh Auto продажи новых автомобилей в сентябре снизились на 16%. По словам Дениса Мигаля, генерального директора этого дилера, продажи за три квартала снизились более чем на 50% год к году.
Порадовали продажи лидера российского рынка «Автоваза». По данным АЕБ, в сентябре компания продала 20 641 машину, что на 20% больше показателей сентября прошлого года. Президент «Автоваза» Максим Соколов объясняет рост продаж эффективностью государственных программ льготного автокредитования. Речь о системе льготного кредитования, которая заработала для покупателей автомобилей LADA Granta, Niva Legend и Niva Travel, произведенных после 1 июня. В рамках госпрограммы можно купить новый автомобиль с выгодой 20–25% в зависимости от региона. Программа действует до 1 декабря. «Сегодня более 60% розничных продаж осуществляется с использованием этих инструментов», — отмечает Соколов. Его слова приводятся в пресс-релизе автоконцерна (есть у Forbes).
Правда, если брать показатели «Автоваза» за три квартала, то год к году автоконцерн реализовал на 54% автомобилей меньше (123 765 штук).
Продолжают укреплять свои позиции на российском рынке бренды из КНР. Доля «китайцев» достигла максимального уровня за все время присутствия на российском рынке, суммарная рыночная доля китайских брендов составила почти 30%, сообщают эксперты агентства «Автостат». Выше них располагаются только российские бренды, на долю которых за прошлую неделю пришлось 39,8%.
По данным АЕБ, в сентябре китайский бренд Haval реализовал на российском рынке 3430 автомобилей, а Geely — 2501. «По китайским маркам отмечается рост к прошлому году — плюс 20% в сентябре или плюс 14% за три квартала к прошлому году. По сравнению с августом продажи выросли на 9%», — говорит Терлюкевич. Заметный прирост продаж от месяца к месяцу фиксирует и «Авилон». По словам Старикова, речь идет, с одной стороны, о высоком интересе со стороны клиентов, с другой — рост продаж обусловлен эффектом низкой базы: автодилер запустил продажи китайских брендов лишь с июня этого года. Тем не менее по бренду Chery продажи выросли почти в два раза, по FAW — примерно в полтора раза, положительная динамика и по Exeed.