Эксперты оценили перспективы экспорта российского угля в АТР в трех сценариях
Самые негативные сценарии развития напряженности в Азиатско-Тихоокеанском регионе не станут препятствием для увеличения экспорта российского угля. По оценке ИПЕМ, даже в случае войны за Тайвань цены на уголь в макрорегионе будут существенно превышать издержки российских производителей, а сдерживать экспорт будет не спрос, а логистика
Расширять инфраструктуру для увеличения экспорта российского угля в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) необходимо, несмотря на угрозы развития напряженности, считают эксперты Института проблем естественных монополий (ИПЕМ). По их оценке, даже в случае войны за Тайвань цены на уголь в АТР будут существенно превышать издержки российских производителей на горизонте до 2035 года, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на аналитическую записку института.
В ней отмечается, что расширение БАМа и Транссиба и развитие портовых мощностей «заставляют искать ответ на вопрос о перспективах рынках угля АТР хотя бы на ближайшие 10–15 лет». В записке описывается три сценария развития потребления угля в АТР. Себестоимость (цена для достижения нулевой прибыли) экспорта российского угля оценивается во всех сценариях на уровне $68 за тонну в 2025 году, $66,3 — в 2030 году и $82 — в 2035 году, а поставки из России — как максимальные.
Первый сценарий предполагает продолжение умеренного экономического роста в Китае, высокие темпы экономического роста в Индии, Вьетнаме, Таиланде, умеренный экономический рост в Японии и Южной Корее. Япония и Южная Корея, по этому сценарию, достигнут стабилизации объемов потребления угля к 2030 году. В остальном регионе спрос будет расти.
ИПЕМ ожидает, что Китай сохранит ограничения для ввоза австралийских углей с постепенным ростом замещающих поставок из Австралии в Европу. Индонезия постепенно сократит поставки в АТР. На азиатских рынках будет расти роль США, поставки Колумбии и ЮАР в страны Европы будут осуществляться в ущерб АТР. ИПЕМ в этом сценарии ожидает постепенного роста цен на уголь в АТР к 2030 году до $158 за тонну (индикатор рассчитан на базе австралийского угля FOB Newcastle 6300 килокалорий), а затем снижения до $116,7 за тонну к 2035 году.
Второй сценарий предусматривает более высокие темпы экономического роста в АТР — рост средних цен на уголь до $174,5 за тонну в 2025 году, $183 — в 2030 году и $171,5 — в 2035 году. Аналитики полагают, что западные банки будут смягчать требования к финансированию добычных проектов. Кризисный сценарий, описанный ИПЕМ, предполагает вооруженный конфликт вокруг Тайваня.
Профильные зарубежные аналитические центры, отмечается в записке, ожидают начала конфликта в 2027 году. По оценке ИПЕМ, в результате конфликта, вероятно, резко сократится спрос на уголь со стороны азиатских стран после 2027 года. Китай может полностью остановить закупки угля из Австралии.
Цены в этом сценарии будут более низкими ($132, $136 и $101 за тонну в 2025, 2030, 2035 годах соответственно). Но они все равно окажутся существенно выше, чем издержки российских производителей.