Производитель Persil и «Пемолюкса» выставил на продажу активы в России и Белоруссии
Немецкий химико-промышленный концерн Henkel (производит в том числе моющие и чистящие средства Persil, Losk, «Дени», «Ласка», «Пемос», «Пемолюкс», Vernel) выставил на продажу свои активы в России и Белоруссии. По данным компании, в России ей принадлежит 12 офисов и 11 заводов в разных регионах. Найти покупателей на них будет сложно из-за высокой цены, предупреждают эксперты
Немецкий химико-промышленный концерн Henkel перевел российские и белорусские активы в категорию «на продажу». Об этом со ссылкой на отчетность компании за первое полугодие 2022 года пишут «Ведомости». В самом Henkel на запрос не ответили. Среди потенциальных покупателей эксперты называют «Технониколь», китайский и турецкий бизнес, но предупреждают о завышенной владельцем активов цене.
Henkel работал в России с 1991 года, он производит продукцию под брендами Schwarzkopf, Syoss, Persil, Losk, «Дени», «Ласка», «Пемос», «Пемолюкс», Vernel и другими. В отчетности компания оценила свои убытки от ухода из России и Белоруссии в €184 млн, в том числе в €88 млн — ущерб деловой репутации, то, как продажа активов повлияет на рыночную стоимость акций группы. Остальные убытки приходятся на основные средства концерна (земельные участки, заводы, оборудование), товарные знаки и иную интеллектуальную собственность.
По данным компании, в России у нее 12 офисов и 11 заводов в разных регионах. Заводы в Перми, Ленинградской области (Тосно) и Энгельсе производят моющие и чистящие средства, в Тосно и Энгельсе — клеи (в том числе «Момент») и средства для обработки поверхностей, в Коломне, в Челябинской и Ульяновской областях – строительные смеси Ceresit.
Henkel объявил, что готовится к уходу из России и Белоруссии, в марте он прекратил инвестиции в российский бизнес, в апреле заявил о намерении приостановить производственную и операционную деятельность. Выручка компании «Хенкель рус» по РСБУ в 2021 году выросла на 13,1%, до 95,14 млрд рублей, а чистая прибыль составила 7,48 млрд рублей против 7,84 млрд рублей в 2020 году. Концерн входит в список 500 крупнейших компаний мира. Компания работает более чем в 70 странах. В первом полугодии выручка международной компании выросла на 9,9%, до €10,9 млрд год к году, чистая прибыль упала на 52,7% до €448 млн.
Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров оценил справедливую стоимость активов Henkel в России с учетом прав на использование брендов по состоянию на начало 2022 года в €600 млн. в. По его словам, цена этих активов, вероятнее всего, не превысит €150–180 млн при продаже российским производителям или представителям китайского или турецкого бизнеса. Эксперт добавил, что китайский и турецкий бизнес сейчас крайне заинтересованы в развитии производства в России.
Среди потенциальных покупателей на часть активов Henkel Бурмистров назвал также в том числе «Технониколь» Игоря Рыбакова (специализируется на производстве строительных материалов). В компании не ответили на запрос издания. Представитель Минпромторга сказал, что на российские активы Henkel претендуют несколько отечественных инвесторов, но не стал их называть. Он добавил, что сама продукция компании может быть замещена действующими на рынке игроками.
По словам главы ретейл-департамента CORE.XP Марины Малахатько, Henkel пока не может найти покупателя из-за слишком высокой цены, выставленной немецким владельцем. Она не исключает, что концерн не хочет продавать активы, но вынужден заявить об этом. Собеседник газеты, представляющий интересы одного из потенциальных инвесторов, отметил, что холдинг максимально затягивает процесс переговоров с потенциальными покупателями и настаивает на продаже всего бизнеса одним лотом. По его мнению, в реальной продаже активов компания не заинтересована.