Импортеры прогнозируют сокращение ввоза вина из Нового Света и рост цен на него
Новые требования по снижению выбросов при морских перевозках, энергокризис и сложности с урожаем винограда в Аргентине и Чили могут привести к росту цен на вина Нового Света в 2023 году на 30%, прогнозируют в виноторговой компании Fort. Доля этого сегмента вин в России может сократиться с учетом ограничений на ввоз вина из США, Австралии и Новой Зеландии на 25-30%
Вина Нового Света в 2023 году могут подорожать на 30% из-за дополнительных сложностей с логистикой, прогнозируют в виноторговой компании Fort. На стоимости логистики скажутся новые требования Международной морской организации (IMO) и энергетический кризис, отмечают в компании-импортере. По прогнозу Fort, который приводит «Коммерсантъ», меры IMO, направленные на снижение выбросов углекислого газа, снизят скорость доставки контейнеров и подымут цены на логистику на 5–10%.
Директор по импорту Fort Дарья Сологуб отметила, что заметнее всего цены могут вырасти в сегменте недорогих вин, например из Чили и Аргентины, где логистика занимает большую долю в ценообразовании. Структура рынка вин Нового Света также изменится, сказала собеседница. США и Австралия запретили поставки вина в Россию, а Новая Зеландия ввела частичные ограничения на них. На российском направлении активизировались Аргентина, Чили, Уругвай и ЮАР, но в Fort ожидают сокращения доли вина из Нового Света на российском рынке на 10–15% в бутылках и от 20% в деньгах.
В 2021 году импорт тихих и крепленых вин в Россию увеличился на 6,6%, до 30,08 млн дал. Производство российского вина, по данным ЕГАИС, за первую половину этого года выросло на 0,55%, до 14,4 млн дал. Директор ЦИФРРА Вадим Дробиз отметил, что рост отгрузок российского вина сдерживается нехваткой сырьевой базы, а сокращение импорта может привести к уходу потребителя в другие категории алкоголя, например коктейли.
Директор по развитию компании Ladoga Дмитрий Исаченков напомнил, что сложности с поставками из Нового Света начались в пандемию, ситуация ухудшилась с уходом из России части транспортных компаний в марте. Стоимость морских и сухопутных перевозок выросла в несколько раз, а плохой урожай винограда в Аргентине и Чили не прибавил оптимизма, сказал топ-менеджер. Исаченков ожидает падения доли вина из Нового Света на 25–30%.
В первом квартале крупнейшие поставщики вин в Россию среди стран региона — Чили, ЮАР и Новая Зеландия, на которые совокупно приходилось около 10% рынка, — показали падение ввоза на 19%, 32% и 30% соответственно, приводит данные собеседник. Он добавил, что новые требования IMO, вероятно, дополнительно удлинят логистику. Гендиректор RTA Хаким Ибрагимов уточнил, что с начала кризиса вина Нового Света ввозятся в Россию в основном через порты Турции и Грузии.
По оценке Beluga Group, на фоне общего удорожания морской логистики дополнительные 5–10% несильно скажутся на ценах. Доля вин Нового Света снизится в пределах 10% в основном из-за запрета поставок из США, Австралии и Новой Зеландии, сказали в группе. Генеральный директор АСТ Леонид Рафаилов не ожидает нехватки вин из Нового Света в массовом сегменте. По его словам, Россия раньше не выбирала доступные для нее объемы вин из Чили и Аргентины, а недорогие австралийские вина разливаются в Европе, на заводах, которые готовы продолжать отгрузки. В Luding Group отметили, что за первую половину года увеличили импорт вин из Чили на 22%, а из Аргентины — на 59% год к году.
По словам Дмитрия Исаченкова, спрос на вино из Нового Света сохранится — российского вина соответствующего качества пока в таких объемах не производится. Но даже «бюджетные» образцы из этих стран с трудом выдерживают конкуренцию с российским вином, стоимость которого выглядит привлекательнее, отметил он. Исаченков полагает, что потенциально в борьбу за потребителя вин Нового Света могут включиться большие поставщики столовых европейских вин, страны СНГ, а также Китай и Индия. По словам собеседника, Ladoga уже начала работу в этих направлениях: контракты готовятся к заключению, в ряде случаев ожидаются поставки.