Украина возобновила обратные поставки газа из Европы без расчета на транзитный поток
«Нафтогаз Украины» перешел на физический реверс газа из Словакии и Польши, выяснил «Коммерсантъ». По виртуальному реверсу (газ перепродают, а Украина забирает его из транзита) «Нафтогаз» закупал российский по происхождению газ из Словакии, Венгрии и Польши. С мая Польша может поставлять газ только физически, Венгрия почти отказалась от перепродажи
Компания «Нафтогаз Украины» с 28 июля впервые с марта перешла к физическому реверсу газа из Словакии. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные словацкого газотранспортного оператора Eustream. Поставки газа ожидаются в объеме 0,53 млн куб. м в сутки. Для прохождения отопительного сезона (начинается в середине октября) Украине требуется 15-19 млрд куб. м газа.
Самым крупным внешним поставщиком газа для Украины выступает Польша — физический переток на 28 июля составлял около 2,7 млн куб. м в сутки. Поставки по виртуальному реверсу (клиенты «Газпрома» продают газ украинской компании, а та отбирает его из транзитного потока на территории страны) из Польши стали невозможны с мая. Тогда Варшава прекратила закупать газ у «Газпрома», отказавшись платить в рублях.
По виртуальному реверсу «Нафтогаз» закупал российский по происхождению газ из Словакии и Венгрии. После сокращения поставок из России в Европу по газопроводу «Северный поток» европейским покупателям самим не хватает газа. Виртуальный реверс из Словакии прекратился, а из Венгрии — значительно снизился, судя по данным ENTSOG.
Венгерский оператор FGSZ больше не раскрывает данные о перетоках с территории Украины. Венгрия в основном снабжается газом через «Турецкий поток», со стороны Сербии и из Австрии, в том числе газом по контракту с «Газпромом». Физический поток газа через Украину минимальный.
Поставки газа из Польши на Украину примерно вдвое увеличились в июле. Это может быть связано со снижением прокачки по «Северному потоку» и сокращением возможности «Нафтогаза» приобретать газ у клиентов «Газпрома» по виртуальному реверсу. Кроме того, 26 июля «Нафтогаз» объявил о дефолте по евробондам (три выпуска на общую сумму $1,4 млрд) — держатели отказали компании в двухлетней отсрочке выплат.
Дефолт может помешать компании привлекать гарантии для заключения контрактов на покупку газа. Цена газа на нидерландском хабе TTF превышает $2000 за 1000 куб. м, это запредельно дорого для большинства европейских потребителей. Глава «Нафтогаза» Юрий Витренко заявил 28 июля, что в подземных хранилищах Украины находится 11,7 млрд куб. м газа и компания продолжает накапливать его со скоростью 34–35 млн куб. м в сутки.
Отопительный сезон в стране обычно начинается 15 октября. Правительство Украины требует от компании накопить к нему 19 млрд куб. м газа. Сам Юрий Витренко ранее заявлял, что с учетом утраты контроля над рядом территорий и сокращения потребления промышленностью на сезон хватит и 15 млрд куб. м запаса. Способность Украины пройти отопительный сезон в первую очередь зависит от динамики собственной добычи газа, а не от импорта.
Kondor Finance, эмитент евробондов «Нафтогаза», сообщала, что с конца февраля по середину июля суточная добыча дочернего «Укргазвыдобування» снизилась на 6% год к году. В 2021 году компания добыла 12,9 млрд куб. м товарного газа при общей добыче в стране около 19,2 млрд куб. м. Kondor Finance уточняла, что 94% добычи «Укргазвыдобування» «находится под высоким риском прекращения из-за сложной ситуации в стране». По словам Витренко, темы добычи замедлились, до конца годе их стабилизируют, а в 2023-м начнут увеличивать.