Производитель приправ Kamis может покинуть Россию после распродажи остатков
Американская McCormick & Co, владеющая брендом специй и приправ Kamis, может уйти с российского рынка. У российского дистрибьютора уже недоступно 25% ассортимента, а часть сетей отмечают перебои с поставками остальной продукции. Заменить Kamis намерены российские производители, которым это позволит выйти в более высокий ценовой сегмент
Американская McCormick & Co, Inc., владеющая брендом специй и приправ Kamis, может уйти с российского рынка, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в продовольственной рознице. Дистрибьютор «Камис-Приправы» распродает товарные остатки, после чего бренд Kamis может покинуть страну, сообщили в петербургской сети «Вкустер».
Собеседник газеты в крупной федеральной сети сказал, что официального уведомления об уходе Kamis не было, но перебои с поставками «уже ощущаются». Продукция Kamis из Европы в Россию сегодня не ввозится, добавил другой источник газеты в рознице. В «Ленте» сообщили, что у поставщика заблокировано примерно 25% ассортимента, а по остальным товарам поставки осуществляются только из остатков. В McCormick и «Камис-Приправах» комментарии не предоставили.
В марте McCormick сообщила о приостановке всех операций в России, включая промоакции и новые инвестиции. В отчетности за второй квартал американская компания отразила убыток от обесценения нематериальных активов в $10 млн, связанный с «прекращением деятельности в России». Старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов предположил, что компания заранее отразила потери от возможного ухода из России, руководствуясь консервативным прогнозом.
«НЭО Центре» ранее оценивал российский рынок приправ и специй в более чем 70 000 тонн. Оборот, по данным Nielsen Scantrack, был на уровне 25 млрд рублей в год. Kamis входит в тройку крупнейших брендов в категории наряду с австрийской Kotanyi и российской «Приправыч» компании «Проксима». В 2021 году выручка «Камис-Приправ» составила 1,94 млрд рублей, «Котани» — 3,57 млрд рублей, «Проксимы» — 3,94 млрд рублей.
Директор «Вкустера» Сергей Плис назвал уход Kamis некритичным. По его словам, специи — конкурентный сегмент с хорошей рентабельностью, в нем есть как локальные производители, так и предложения о поставках со стороны компаний из Грузии и Армении. Источник из числа ретейлеров считает, что заменой Kamis станут российские предприятия, ассортимент которых уже начал появляться на полках. В «Проммиксе» (выпускает специи и приправы под брендами «Волшебное дерево» и «Щедросол») сказали, что российские компании активно наращивали присутствие на рынке специй, но с уходом иностранных брендов у них появится возможность занять позиции не только в среднем ценовом сегменте, но и в сегменте «средний плюс».
Исполнительный директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков ожидает роста доли крупнейших российских производителей приправ и собственных торговых марок сетей. Некоторые федеральные ретейлеры имеют несколько своих заводов по производству этой продукции, отметил он. По словам Вострикова, основными поставщиками сырья для выпуска приправ и специй в Россию выступают страны Юго-Восточной Азии, поэтому перебои с ингредиентами маловероятны. Он добавил, что при некоторой нехватке упаковочных материалов возможен выбор иного формата.
В «Проммиксе» признали, что логистика «не стала проще», но отметили, что дефицита по ключевым сырьевым позициям нет, а по остальным быстро находится адекватная замена. По подсчетам NielsenIQ, с начала кризиса импортный ассортимент в продовольственных категориях сократился на 10%, а доля локальных продуктов и товаров повседневного спроса в продажах торговых сетей достигла 83%.