К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Что не так с идеей G7 ограничить цену на российскую нефть

Фото Krisztian Bocsi / Bloomerg for Getty Images
Фото Krisztian Bocsi / Bloomerg for Getty Images
G7 рассматривает возможность введения предельного уровня цен на российскую нефть. Речь идет о том, чтобы установить запрет на ее морские перевозки, если топливо будет продаваться дороже определенного уровня. Предполагается привязать к потолку цен финансовые услуги (страхование и доставку нефти) так, чтобы грузоотправитель или импортер мог получить их только в том случае, если цена нефти будет равна или ниже установленного уровня. Опрошенные Forbes эксперты пока считают применение такой схемы маловероятным

Лидеры государств G7 (Великобритания, Германия, Италия, Канада, США, Франция и Япония) выступили с заявлением о возможности полного запрета морских перевозок российской нефти и нефтепродуктов, если не будет соблюдаться потолок цены.

«Мы рассмотрим ряд подходов, в том числе варианты возможного полного запрета на все услуги, обеспечивающие морские перевозки российских нефти и нефтепродуктов по всему миру, если только нефть не будет покупаться по цене равной или ниже той, которую следует согласовать на основе консультаций с международными партнерами, — говорится в заявлении. — По мере вытеснения российской нефти с наших внутренних рынков мы будем стремиться проводить действия, отвечающие нашим задачам по сокращению доходов России от углеводородов и поддержанию стабильности на мировых энергетических рынках при минимизации негативных экономических последствий».

Лидеры G7 поручили соответствующим министерствам продолжить обсуждение этих мер в срочном порядке и провести консультации с третьими странами и ключевыми заинтересованными сторонами в частном секторе. 

 

Главная сложность — позиция других импортеров нефти

В достижении поставленной странами G7 цели самый сложный этап — добиться поддержки инициативы со стороны других стран-импортеров, говорит аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин. «Крупными импортерами российской нефти являются Китай и Индия, которые не входят в G7, — объясняет Потавин. — Если ограничить цены согласятся только Европа, США и еще несколько стран, то ничего не изменится: российская нефть пойдет в те страны, которые будут по-прежнему охотно ее покупать для себя или на перепродажу».

С этим согласен эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Евгений Миронюк. «Основной загвоздкой при согласовании G7 потолка цен на российскую нефть является необходимость подключения к новому механизму стран-импортеров российской нефти, прежде всего Индии и Китая, — говорит Миронюк. — Иначе придется масштабно применять вторичные санкции, что может рассорить торговых партнеров на Западе и Востоке». Он напомнил, что Россия в мае поставила в Китай почти 8,42 млн т нефти (примерно 1,98 млн баррелей в сутки), что на 55% больше, чем год назад.

 

Reuters со ссылкой на анонимный источник сообщил, что представители стран G7 провели «продуктивные и позитивные» переговоры с властями Китая и Индии по ограничению цен на российскую нефть, однако подробности этих переговоров пока неизвестны.

Позиция таких стран, как Китай и Индия, не позволяет говорить о каких-либо глобальных ограничениях, считает старший аналитик Альфа-банка Никита Блохин. «Если на одном из рынков снижаются отпускные цены на нефть, как в случае с европейским рынком, где будут вводиться потолки цен, свободные объемы нефти будут неизбежно перетекать на другие рынки, в частности премиальный рынок Азии, что и происходит в последние несколько месяцев, — полагает эксперт. — Остановить или ограничить этот процесс будет достаточно сложно: российская нефть просто вытеснит ближневосточную на азиатском рынке, в то время как последняя займет образовавшуюся нишу на европейском рынке». В мае Россия уже потеснила Саудовскую Аравию, сдвинув ее на второе место по поставкам нефти в Китай, в то время как все большие партии ближневосточной нефти поступают в Европу, отмечает Блохин.

«Для того чтобы механизм «предельной цены» заработал, необходимо согласие подавляющего большинства всех стран-участников нефтяного рынка принять эти правила игры, что в принципе нереально», — полагает эксперт межотраслевого экспертно-аналитического центра Союза нефтегазопромышленников России Ирина Кезик. Она отмечает, что Китай, Индия, Пакистан и страны Африки увеличивают закупку российской нефти. 

 

«Нет консенсуса»

По словам Блохина из Альфа-банка, инициатива G7 о введении потолка цен на российскую нефть вызывает еще целый ряд вопросов у участников рынка. В 1996 году мировое сообщество вводило ограничения на поставки иракской нефти. Тогда в ООН на базе консенсуса была создана схема расчетов через специальные счета, которые иракское правительство могло использовать исключительно для покупки медикаментов, продовольствия и других гуманитарных грузов. Эта схема показала низкую эффективность, поскольку не позволила в полной мере ограничить иракские поставки, в частности, из-за коррупционной составляющей. «Но при этой схеме был консенсус внутри ООН, которого сейчас по российской нефти нет: позиции Индии и Китая категорически расходятся с позициями коллективного Запада, так что говорить о каких-то решениях на базе ООН не приходится», — отмечает аналитик.

Если G7 предпримет попытку выдачи специальных лицензий на страхование судов, осуществляющих перевозку подпадающих под ценовое ограничение грузов, не факт, что российская нефть не найдет обходных путей на рынки АТР, отмечает Блохин. По его словам, хотя подавляющее большинство всех операций по страхованию судов контролируется Великобританией и другими странами Евросоюза, значительная часть страховых операций с танкерами, перевозящими российскую нефть, осуществляется через РНПК (Российскую национальную перестраховочную компанию) или локальных игроков на рынке. Львиная доля морского экспорта в Азию застрахована у азиатских страховых компаний на основе суверенных гарантий стран-участниц сделки. «Наивно полагать, что ограничения в режиме страхования судов европейскими компаниями позволит контролировать потоки российской нефти, — утверждает Блохин. — Обходные пути есть, и они уже активно используются участниками рынка, в том числе российскими экспортерами».

На другие обходные пути указывает и Миронюк из «БКС Мир инвестиций». По его словам, существуют различные способы продажи углеводородов без уточнения страны их происхождения. Некоторые из этих способов вполне легальны, например смешивание сортов нефти, добытой в разных странах, говорит Миронюк. Есть и другие схемы: танкеры с российской нефтью все чаще стали пропадать из систем, отслеживающих их передвижения на море, что, возможно, обозначает перегрузку нефти на другие суда.

Тем временем предложения G7 вызывают все больше сомнений в ЕС, что наглядно демонстрирует позиция отдельных стран Евросоюза, отмечает Блохин. Так, по данным Reuters, против данной инициативы в ЕС выступает Германия, обеспокоенность которой разделяют коллеги из Венгрии и Бельгии. Дело в том, что подобная инициатива грозит Европе неконтролируемым ростом цен на нефть и автомоторное топливо. «На нефтяном рынке работают рыночные механизмы, и любое изменение баланса спроса и предложения неминуемо находит прямое отражение в котировках», —  говорит эксперт. 

Наконец, чтобы согласовать потолок цен через механизм страхования судов, перевозящих российскую нефть, требуется пересмотр соответствующих положений шестого пакета санкций, добавляет Блохин. Шестой пакет санкций против России, принятый 3 июня, включает в себя отложенное эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов из России. Поставки сырой нефти по морю, сделки с нефтью на спотовом рынке и выполнение существующих контрактов будут разрешены в течение шести месяцев, а то же по нефтепродуктам — в течение восьми месяцев. Сделаны исключения для Болгарии, которая сможет импортировать нефть по морю до конца 2024 года, и для Хорватии, которой будет позволено ввозить вакуумный газойль до конца 2023 года.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+