К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Свинина своя, одежда — нет: импорт каких товаров удалось заместить с 2010 года

Фото Stefan Rousseau / PA Images via Getty Images
Фото Stefan Rousseau / PA Images via Getty Images
Агентство InfoLine проанализировало итоги импортозамещения товаров потребительского сектора в России с 2010 по 2021 год. Определенных успехов за этот период удалось добиться в секторе продуктов питания: доля импорта свинины, птицы и овощей значительно сократилась. Но среди непродовольственных товаров доля привезенных из-за рубежа не уменьшилась, а выросла. Импорт одежды, обуви, компьютеров и электроники по-прежнему доминирует

Доля импорта в общем объеме продовольственных товарных ресурсов розничной торговли с 2010 по 2021 год снизилась на 10%, говорится в исследовании аналитического агентства InfoLine (есть в распоряжении Forbes). Если в 2010 году соотношение отечественных продуктов питания и импорта было 66% на 34%, то в 2021-м уже 76% на 24%. Больше всего импортных продуктов питания и напитков (в 2021 году) шло из стран Евросоюза (44%) и ЕАЭС (28%).

Свинину заменили полностью: с 2010 по 2021 год доля импорта здесь сократилась с 47% до нуля. Неплохие показатели по птице: с 2019 года доля импорта сократилась с 18% до 5%, в овощах с 50% до 15%. Самыми зависимыми от импорта оказались категории фруктов, алкоголя, кондитерских изделий и шоколада, сыров. Доля импорта сыров падала до 2015 года, а в последние шесть лет, вопреки «антисанкциям», только росла. 

Ситуация на рынке непродовольственных товаров за это время ухудшилась: соотношение отечественных товаров и импорта с 2010 по 2021 год изменилось с 50% на 50% до 47% на 53%. В сегменте одежды и обуви импорт преобладает (90%), поскольку велика зависимость от импортного сырья, фурнитуры и оборудования. Крупнейшие поставщики — Китай (40%), страны Евросоюза (14%), ЕАЭС (7%).

 

Зависим от импорта и рынок косметики и парфюмерии (70%). Основные импортеры — Евросоюз (до 60%), Китай и Южная Корея (по 7%). 80% бытовой техники тоже импортные, основные поставщики: Китай (65%), страны Евросоюза (13%), Вьетнам (6%).

В разбивке по товарам 86% розничных продаж компьютеров и электроники приходится на импорт. 44% холодильников и 19% стиральных машин также импортируется, но, например, 80% телевизоров, представленных на российском рынке, производится на территории России.

 

«Импортозависимость в целом по рынкам все еще довольно высокая. Но в сегменте «продукты» очевидно [ситуация]лучше, — поясняет глава агентства InfoLine Иван Федяков. — По нашим оценкам, в эту категорию с 2014 по 2021 год было инвестировано более 6 трлн рублей и реализовано около 2000 крупных инвестиционных проектов. Крупнейшими инвесторами этого сектора можно назвать агрохолдинги «ЭкоНива», «Эфко», «Русагро» и производителя мясной продукции «Мираторг». Инвестиции в непродовольственную сферу в разы скромнее, говорит он: всего порядка 1,2 трлн рублей, инициировано около 800 проектов. Локализация предприятий в непродовольственной сфере ограничилось отверточной сборкой из импортных компонентов». 

Курс на импортозамещение декларируется в России с 2014 года после введения взаимных со странами Запада санкций. По мнению профессора факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Алексея Портанского, импортозамещение как один из вариантов внешнеэкономической политики государства ранее использовалось с разной степенью эффективности в странах Латинской Америки и Восточной Азии.

«В России волна импортозамещения имела больше политический характер, что привело к серьезному перекосу: в большинстве отраслей мы не можем заместить то, что получали по импорту, — объясняет эксперт. —  Россия встроена в международные производственные цепочки, разрыв которых чреват колоссальными потерями во всех отраслях как продовольственной так и не продовольственной сферы. Что мы видим в электронике, в автоотрасли, это полный провал. Россия не производит чипы, в отличие от Тайваня, который ими снабжает полмира. Логистические цепочки разрушены, и запчасти и комплектующие нам сейчас недоступны. В сельском хозяйстве то же самое: нет посевного материала, присадок, медицинских сельхозпрепаратов». 

 

По мнению Портанского, сам процесс импортозамещения нуждается в серьезных инвестициях: «Например, в текстильной и обувной промышленности суммы исчисляются сотнями миллионов долларов, средства необходимы для закупки оборудования». 

«Российская экономика все еще нуждается в импорте, несмотря на объявленный ранее курс на импортозамещение, — считает директор Института международной экономики и финансов ВАВТ Минэкономразвития Александр Кнобель. — Отказаться от импорта слишком сложно, а в целом практически невозможно и крайне неэффективно — страна пока просто не в состоянии производить высокотехнологичное оборудование, необходимое для развития промышленности и транспортной инфраструктуры. В среднесрочной перспективе имеет смысл искать замещение одного импорта другим». 

Почему получилось с продовольствием? «Такой товар заместить проще, — объясняет эксперт. — Поэтому и инвестиции в сектор выше. Производство продовольствия имеет меньше рисков для бизнеса: всегда найдется возможность сбыть продукцию. Высокотехнологичное машиностроение, возможно, более высокомаржинально, но и более рискованно». 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+