В 2008 году, пытаясь поддержать индустрию электромобилей, Конгресс США ввел невозмещаемый налоговый кредит на сумму до $7500 на покупку определенных моделей машин, причем кредит (в соответствии с поправками 2009 года) начинает сокращаться после того, как производитель продал 200 000 электромобилей. После того как компания достигает первоначального лимита, кредит уменьшается на 50% на ближайшие полгода, затем на 75% еще на полгода, а потом исчезает полностью.
Tesla достигла точки невозврата в конце 2019 года, а General Motors — в конце марта 2020-го. Ожидается, что Toyota скоро достигнет порога в 200 000 машин, так как, по данным аналитического сервиса Bloomberg NEF, она уже продала более 180 000 автомобилей соответствующего вида по состоянию на конец 2021 года. По данным Bloomberg, до конца 2021 года Nissan и Ford продали свыше 166 000 и 157 000 электромобилей соответственно.
Но автопроизводители — или, по крайней мере, большинство из них — не готовы терять этот налоговый костыль. На прошлой неделе в письме к лидерам Конгресса главы GM, Toyota Motor North America, Ford Motor Company и Stellantis попросили убрать ограничение на отдельных производителей и сдвинуть финальную дату на «времена, когда рынок электромобилей будет более зрелым». Они утверждают, что это «обеспечило бы более широкий выбор для потребителей», а также «подтолкнуло бы потребителей выбирать новые электрифицированные модели и обеспечило бы остро необходимую стабильность для наших клиентов и локальных сотрудников».
На самом деле, изначальный план президента Джо Байдена «Строить лучше, чем было» (Build Back Better), который сейчас заморожен, сделал бы кредит намного привлекательнее: максимальная сумма кредита была бы увеличена на $4500 для автомобилей, собранных в США с привлечением профсоюзных рабочих, а еще $500 кредита выделялось бы на произведенные в Штатах аккумуляторы. Законопроект продлил бы действие кредитов еще на 10 лет и сделал бы их возмещаемыми, то есть вы могли бы получить кредит в виде чека от Дяди Сэма, если у вас не было задолженности по налогу на доход. Сейчас кредит можно потребовать только в пределах задолженности по налогу на доход. В сочетании с более высокой стоимостью электромобилей это приводило к тому, что кредит доставался в основном более состоятельным людям.
Даже без принятия плана Байдена автопроизводители, которые подписали письмо, все еще надеются, что смогут хотя бы убрать ограничения по числу автомобилей для действующего кредита в $7500, пока демократы лидируют в Конгрессе.
Генеральный директор Tesla Илон Маск не помогает четырем автопроизводителям — по крайней мере, напрямую или публично. Ранее Маск рекламировал налоговые кредиты и писал в Twitter о том, что действие кредита на $7500 и сокращенного кредита на $3750 подходят к концу, чтобы побудить американцев быстрее покупать машины, однако в декабре прошлого года, будучи противником профсоюзов, Маск раскритиковал законопроект демократов о Build Back Better. А затем пошел еще дальше, заявив: «Мы должны избавиться от всех субсидий. В том числе на нефть и газ».
Около двух недель назад Маск в интервью клубу владельцев Tesla в Кремниевой долине пожаловался на то, что из-за этого кредита Tesla находится в невыгодном положении. «Сейчас Tesla успешна, несмотря на то что у наших конкурентов значительно большие налоговые преимущества — несмотря на, а не из-за, ― сказал он. — Если завтра убрать все льготы на электромобили, положение Tesla заметно улучшится. Я повторю: если убрать все <…> налоговые льготы на электромобили, положение Tesla немедленно улучшится».
Маск не подписал письмо автопроизводителей, однако Tesla является членом Ассоциации транспорта с нулевыми выбросами (Zero Emission Transportation Association). Недавно она опубликовала отчет с призывом ввести налоговые льготы для зеленой энергетики и поддерживает идею потребительского налогового кредита на электромобили, включая его расширение на подержанные автомобили и превращение в возвратную выплату.
Маск, возможно, самый богатый человек в мире, который не стесняется в выражениях перед своей аудиторией в 99 млн подписчиков в Twitter, но он — не главная причина, почему будущие покупатели электромобилей могут лишиться налогового кредита.
Такой причиной может стать Манчин, консервативный демократ, который в декабре прошлого года выступил против плана Байдена, а теперь, как сообщается, ведет переговоры с лидером сенатского большинства Чаком Шумером (демократ от штата Нью-Йорк) по поводу какой-то урезанной версии законопроекта, которая будет включать льготы для энергетического сектора, а также повышение налога для богатых и некоторое сокращение бюджетного дефицита. Если демократы хотят протолкнуть законопроект без поддержки республиканцев, им понадобятся голоса всех 50 сенаторов-демократов, включая Манчина.
Предложенная Байденом версия повышенного кредита на электромобили, скорее всего, не будет принята — в основном из-за того, что Манчин выступает против условия о профсоюзах. Манчин не только назвал бонус для профсоюзных машин «ошибочным» и «не соответствующим нашей стране», но и выразил скептицизм по поводу кредита в целом.
«Сейчас, когда цена на бензин достигла $4, за электромобилями выстраиваются очереди. Но они все еще хотят, чтобы мы разбрасывались кредитами на $5000, $7000 или $12 000, чтобы поощрять покупку электромобилей, ― сказал Манчин в ходе бюджетных слушаний в Сенате в апреле. — Мне это кажется бессмысленным. Если мы не можем произвести достаточно продукта для всех желающих и все равно платим, чтобы они его покупали, — это нелепо».
Республиканцы критикуют кредит за то, что он достается преимущественно более состоятельным людям — из-за его нынешнего невозвратного характера, а также из-за высокой цены на электромобили. В августе прошлого года Манчин вместе с сенаторами Кристен Синема (демократ от Аризоны) и Марком Варнером (демократ от Вирджинии) голосовал вместе с законодателями-республиканцами за факультативную поправку к бюджету, согласно которой налоговый кредит распространялся бы только на лиц с доходом менее $100 000 и автомобили стоимостью менее $40 000.
Как сообщила Reuters член Палаты представителей Дебби Дингелл (демократ от Мичигана) и как рассказал Forbes источник, знакомый с ходом переговоров, Toyota могла подписать письмо в поддержку снятия ограничения на нынешний кредит в ответ на действия Манчина. Единственный завод Toyota в Северной Америке, который производил бы двигатели и трансмиссии, расположен в округе Путнам в Западной Вирджинии. По данным компании, завод предоставляет рабочие места примерно 2000 человек и инвестировал более $10 млн в «различные местные благотворительные и образовательные инициативы за последние 20 лет». Там нет профсоюза.
В сентябре прошлого года топ-менеджеры Toyota обратились к бюджетному комитету с возражениями против положений плана Байдена, которые предоставляли более высокие кредиты для электромобилей, собранных на профсоюзных заводах. Они заявили, что в таком случае «цель ускорить переход на электромобили становится вторичной по отношению к дискриминации против американских рабочих автоиндустрии на основании их нежелания вступать в профсоюз». Они добавили: «Это несправедливо, это неверно, и мы просим вас отклонить этот чрезвычайно предвзятый законопроект».
Офис Манчина не сообщает, будет ли он поддерживать налоговые кредиты без условия о профсоюзах, и не ответил на вопросы Forbes о том, одобряет ли он снятие ограничения в 200 000 машин.
Автопроизводители, в свою очередь, утверждают, что, несмотря на листы ожидания на некоторые модели электромобилей, необходимо хотя бы продлить действие существующего кредита. Представитель Stellantis заявил, что рынку электромобилей «нужна помощь, чтобы достичь критической массы», что «снятие ограничения — самый эффективный способ добиться этой цели».
Эд Льюис, директор по связям с общественностью Toyota, сообщил Forbes в электронном письме, что налоговые льготы для покупателей электромобилей ускорили бы переход на электричество. «Как мы поняли на примере Prius, продукты — это лишь часть уравнения, ― сказал Льюис. — Мы можем создавать отличные, надежные электромобили, но нам нужно помочь клиентам понять, суметь себе позволить и в конечном счете начать пользоваться этой технологией, чтобы она возымела реальный эффект. Чтобы выполнить давнее обещание использовать электричество в качестве топлива, Toyota поддерживает комплексную государственную политику, включая налоговые льготы, которые подтолкнули бы водителей выбирать наиболее подходящие им модели с низкими выбросами углерода».
Бенджамин Зикер, старший научный сотрудник Американского института предпринимательства со специализацией на энергетике и экологической политике, подчеркивает, что автопроизводители с широким ассортиментом (то есть не Tesla) особенно нуждаются в сохранении продаж электромобилей, чтобы «соответствовать федеральным стандартам экономии топлива в среднем по автопарку». По его словам, если кредит прекратит действовать, им «придется поднять цены на традиционные автомобили и снизить цены на электромобили», чтобы достичь этих целей.
«Я понимаю, почему они настаивают [на снятии ограничения], но на самом деле у нас вообще не должно быть этого кредита на электромобили», ― говорит Зикер, добавляя, что, если бы автопроизводители преуспели в своем стремлении убрать ограничение, «не очень реалистично» ожидать, что после этого действие налогового кредита не будет продлено. «Закончится тем, что, как и хотели автопроизводители, не будет ни ограничения по числу автомобилей, ни даты отмены кредита на электромобили», ― сказал он.
Перевод Натальи Балабанцевой