В Госдуму внесли законопроект об ограничении доли иностранцев в сервисах объявлений
В Госдуму внесли законопроект, запрещающий иностранцам владеть более чем 20% в российских интернет-сервисах объявлений. Его автор — депутат Горелкин, который ранее предлагал ограничить долю иностранцев среди владельцев всех российских онлайн-кинотеатров и IT-компаний, после чего «Яндекс» подешевел на $1,5 млрд
Депутат Антон Горелкин внес в Госдуму законопроект, который запрещает иностранцам владеть более 20% сервисов размещения объявлений, следует из электронной базы нижней палаты парламента.
Такие сервисы аккумулируют огромный объем данных россиян, при этом владельцы многих крупных сервисов объявлений являются иностранными юрлицами, указал депутат в пояснительной записке. Проект документа предполагает, что основным владельцем таких ресурсов сможет выступать российское юрлицо или россиянин, а доля иностранного участия в российской компании-владельце сервиса ограничивается 20%.
Кроме того, владельцы сервисов будут обязаны соблюдать ряд требований:
• не допускать использование сайта в противоправных целях и чтобы порочить людей;
• соблюдать запреты и ограничения, которые предусмотрены законодательством о референдуме и выборах;
• соблюдать права и интересы граждан и организаций;
• опубликовать адрес электронной почты для юридически значимых сообщений, а также свои фамилию и инициалы (для физлица) или наименование (для юрлица);
• установить единый измеритель аудитории.
Кроме того, некоторые сервисы должны будут обеспечить интеграцию и взаимодействие с единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА) и порталом госуслуг. В каких случаях это будет необходимо, решит правительство, написал депутат в своем Telegram-канале. «Планируется, что под регулирование попадут сервисы, ежемесячная аудитория которых превышает 10 млн российских пользователей», — уточнил он.
«Сейчас деятельность классифайдов находится в «серой зоне»: в законодательстве не прописаны обязанности владельцев этих сервисов, хотя по количеству пользователей некоторые из них превышают аудиторию многих соцсетей, СМИ и других информационных ресурсов. Следовательно, классифайды аккумулируют огромный объем данных граждан России», — написал депутат, отметив, что «особые опасения» вызывает тот факт, что владельцы многих крупных площадок находятся вне России. Он привел в пример сервис Avito, который принадлежит компании Prosus из Нидерландов. В конце мая Prosus решил продать российский бизнес. «Мы всерьез опасаемся за сохранность этой информации и не можем прогнозировать, что будет в случае ее утечки», — написал Горелкин.
Еще одной проблемой он назвал мошенников. «Объем мошеннических действий, которые совершаются с использованием классифайдов, исчисляется сотнями миллионов рублей».
«Мы пока детально не изучали текст законопроекта, но можем ответственно заявить, что Avito — российская IT-компания, управляемая из России, являющаяся полноценным российскими налогоплательщиком, российским работодателем для почти 5000 человек и соблюдающая все требования российского законодательства, в том числе, по тем направлениям, которые обозначены в инициативе, — рассказали Forbes в Avito. — Кроме того, недавно прозвучавшие планы компании ставят под сомнение актуальность самого предложения и целесообразность подготовки и вынесения на рассмотрение законодателей подобных актов».
Горелкин представлял подобные законопроекты и ранее. В 2020 году он внес в Госдуму законопроект об онлайн-кинотеатрах. Ограничение в 20% для зарубежных владельцев уже существует, но для сервисов, российская аудитория которых превышает 50%, сделано исключение. Горелкин предложил от него отказаться. Ранее, в 2019 году, он внес на рассмотрение Госдумы законопроект об ограничении доли иностранцев 20% в российских IT-компаниях («значимых интернет-ресурсах»). После того, как проект документа публично обсудили в Госдуме, капитализация «Яндекса» упала примерно на $1,5 млрд. Вскоре компания объявила, что изменит структуру управления, а Горелкин отозвал законопроект.